Инесса Уткина
Речевой материал по автоматизации звуков речи
▼ Скачать + Заказать документы
Часто в своей работе мы замечаем, что многие дети имеют трудности в речи. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям в ходе игр развить связную и правильную речь. Начинать работу необходимо со слуховых тренировок. Чтобы развить способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном :
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик)
Помочь малышу определить источник звука.
Публикация «Речевой материал по автоматизации звуков речи» размещена в разделах
Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.
Игра "Где позвонили?" учит определять и называть направление звука.
Игра "Узнай, что звенит (гремит?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода : шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.
Шаг второй: Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса.
Игра "Узнай, кто позвал". Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из детей или взрослый называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра "Близко - далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Подобранный речевой материал способствует чёткому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи. При изучении гласных звуков детям предлагаются слова, в которых данный звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более длительно - вырабатывается умение выделять звук голосом.
Гласный звук "А" - произносим, широко открывая ротик, как бегемотик, как птенцы; голос звучит (положить руку ребёнка на горло при произнесении звука, поёт, значит звук "гласный".
- А-а-а!- заплакала Алёнка
- На, - сказала ей сестрёнка,
Алый цветик сорвала и Алёнушке дала!
Астры прелестные, астры чудесные, очень похожи на звёзды небесные.
Учу детей произносить ударный звук "А" более длительно. Благинина Е.
Гласный звук "У". Когда мы его поём, то вытягиваем губы "хоботком". Этот звук "летит вверх" это - "У".
Подражаю я слону, губы "хоботком" тянууу. Учу детей произносить ударный звук "У" в словах более протяжно.
Утром мы в реке поймали новой удочкой уклейку (название рыбы,
А потом уж повстречали уток целую семейку.
Устала утка на пруду учить своих утят:
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится: ну, что из них получится?
Виеру Г.
Потешки:
Рано-рано по утру Пастушок: "Ту-ру,ту-ру"!
А коровы в лад ему затянули: «Му-му-мууу"!
Спросите: - как мычит корова? (Мууу, мууу).
- Как кукует кукушка? (Ку-кууу, ку-куу).
У леса на опушке, высоко на суку,
С утра поё т кукушка: ку-кууу, ку-ку-кууу!
Клокова М.
Гласный звук "О". Когда мы его поём, делаем "бублик"- губы округлые и чуть вытянуты вперёд. Произносим звук "О" делаем губы круглыми, как колесо. Учу детей произносить ударный звук "О" в словах более протяжно.
Ходит Оленька, вздыхая.
- Что с тобою?- Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,
На пол бросила картошку,
Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!
Не пора ли Оле спать,
Чтоб опять хорошей стать?
Александрова З.
Заглянула к нам овца,
Очень добрые глаза.
Спрашиваю детей: - как курочка зовёт своих цыплят? (Ко-ко-кооо, ко-ко-кооо).
- Как лошадка зовёт своего жеребёнка? (И-го-гооо, и-го-гооо).
Гласный звук "Ы". Когда мы его поём, то растягиваем губы - «улыбаемся", видно зубы. Голос звучит, поёт, значит звук - гласный.
Учите детей произносить ударный звук "Ы" в словах более протяжно.
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,
Мыла так, что стала белой.
И от счастья мыло съела.
Мышковская М.
- Мышка, мышка, длинный хвостик, ты не прячься глубоко, -
Приглашает кошка в гости пить парное молоко.
Мышка в норке пропищала:
- Пусть поищет чудака, я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
Задаю детям вопросы: - что и чем мыла мышка? (Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).- Как она всё это мыла и что с ней стало? (Мыла так, что стала белой и от счастья мыло съела). Добиваюсь от ребёнка ответов - строчками из стихотворения.
Белый столб стоит на крыше,
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес - и исчез. (Дым).
Гласный звук "Э". Это гласный звук, поём, открыв рот.
Спойте звук, которому не нравятся шалуны: э-э-э-э-э.
Пропойте звук Э в словах : эхо, эскимо, этикетка, экран, экскаватор.
От сильной жары эскимо потекло -
Надо скорее кушать его.
Задаю детям вопросы: от чего потекло эскимо? (От сильной жары эскимо потекло). Что ним надо сделать? (Надо скорее кушать его).
Эта кнопка и шнурок - электрический звонок.
Эскимо несёт тебе
Сладкоежка буква Э.
Гласный звук "И". Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука - губы улыбаются, видны зубы, голос звучит.
Учу детей внимательно слушать стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Игра "Подскажи словечко" - Мяу,мяу, - кот пищит,-
У меня живот. (болииит).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему. (штанииишки).
- Би-би-би, - гудит машина, - Не поеду без. (бензииина)
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая -
Индюшка расписная.
Г. Сапгир
Играл воздушный шар с иглой -
И вот лежит он чуть живой.
Игрушки, всем вам ясно?
Играть с иглой опасно! В. Лунин
Звук "М" - этот звук согласный, не поёт. Произносим, сомкнув губы, но слышим, как работает голос - звук звонкий. Предлагаю детям рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению. Затем неторопливо читаю стихотворение:
Мяч летает полосатый,
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? -
Спросила мышка.
- Что ты!
Ты ещё малышка.
Г. Сапгир
Задаю детям вопросы:
Кто играет в мяч? (В мяч играют медвежата).
Что спросила мышка у медвежат? - Можно мне? - спросила мышка.
Что ответили медвежата мышке? - Что ты! Ты ещё малышка.
Добиваюсь, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.
Звук "Б" - этот звук согласный. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Б" - губы сомкнуты, при выдохе губы быстро размыкаются, голос звучит, но не поёт - звук согласный, звонкий. Предложите рассмотреть картинку, а затем прочитайте стихотворение:
Белка в гости собиралась,
Рябиною запасалась:
Бусы, брошки и банты
Ей нужны для красоты.
Мышковская М.
Задаю детям вопросы: Кто и куда собирался пойти? (Белка в гости собиралась).
Какие украшения были у Белки? (Бусы, брошки и банты).
Для чего Белке нужны украшения? (Для красоты).
Игра "Автомобили", по сигналу "поехали", изображая руками движение колёс. Дети идут по кругу навстречу друг другу, встречаясь, дают сигналы "Би-би-би",чтобы машины не столкнулись.
Бегемот разинул рот,
Булку просит. (бегемот).
Встретил ёжика бычок,
И лизнул его в бочок,
Но лизнув его, бычок.
Уколол свой язычок.
П. Воронько.
Вот верблюд - живое чудо,
Два горба есть у верблюда.
Н Костарев
Звук "П" - произносим с помощью губ как "Б" - не поёт, то есть согласный, только без голоса - звук глухой. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "П" на выдохе. Слежу, чтобы при произношении звука "П" ребёнок не надувал щёки, не напрягался, дул на снежинку легко и спокойно. Звук должен звучать чётко, без добавления гласных - "П", а не "пэ", "пы".
Игра "Снежинка". Снежинка из легкой бумаги или ваты на ниточке. Тихонько дуем на снежинку, произнося звук "П". Сначала сомкнуть губы, а потом тихо, как лёгкий ветерок, дуть: "П. ", которая при этом должна отклониться.
Читаю стихотворение:
Пчёлка трудится весь день,
Петушку ж и клюнуть лень.
- О ком это стихотворение? (О пчёлке и петушке).
- Что делает пчёлка? (Пчёлка трудится весь день).
- Что говорится в стихотворении о петушке? (Петушку ж и клюнуть лень).
Предлагаю подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения
Это самолёт,
В нём летит. (пилот).
Подготовлен самолёт,
Он отправится в. (полёт).
Мишка по лесу идёт,
Громко песенки. (поёт).
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много. (пчёл).
Стихи для заучивания наизусть:
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку - бух!
Будет знать петух, что впредь.
Надо под ноги смотреть.
М. Пляцковский
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней.
Пробуждаться интересней.
В. Берестов
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
С. Маршак
Даю ребёнку задание повторить слова из стихотворения со звуком "П", произнося этот звук более чётко.
Звук "Д" - произносим с помощью зубов, язык поднимаем к "бугоркам" верхних зубов, губы улыбаются. "Д" - не поёт, то есть согласный, но голос работает - звук звонкий. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Д" на выдохе. Звук должен звучать чётко, без добавления гласных. Рассматриваем картинку. Предлагаю послушать стихотворение:
Дикобраз под дубом спал,
Дятел спать ему мешал.
М. Мышковская
Задаю вопросы:
Что делал дикобраз? (Дикобраз под дубом спал).
Что делал дятел? (Дятел спать ему мешал).
Учу детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Дятел дерево долбит,
На весь лес стучит. После этих слов ребёнок, изображающий дятла, говорит "д-д-д".
Предлагаю подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и. (девочки).
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по. (дорожке).
Предлагаю отгадать загадки.
Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево).
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Звук "Т" - произносим с помощью зубов, язык поднимаем к "бугоркам" верхних зубов, губы улыбаются. "Т" - не поёт (то есть согласный) и голос не работает - звук глухой. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Т" на выдохе. Предлагаю ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать стихотворение и подсказать в конце нужное слово.
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
А бывает иногда -
Из мешков течёт вода,
Спрячемся получше
От дырявой. (тучи).
Заслоняет слон окно,
Стало в комнате. (темно).
Долго-долго крокодил
Море синее. (тушил).
Загадываю загадку.
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус).
Игра "Поезд". Добиваюсь от детей чёткого произношения звука "Т". Предлагаю разделиться на две группы или распределить - кто изображает вагончик поезда, а кто - рабочих. По сигналу "поезд поехал" дети, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, идут, произнося "т-т-т" тихо, подражая стуку колёс, "ту-ту-у" громко, как гудит поезд. Дойдя до определённого места - станции, поезд делает остановку. Рабочий идёт осматривать вагончик. Он постукивает молоточком по обуви ребёнка, изображающего вагончик, говоря: "тук-тук-тук". После проверки вагончиков даётся сигнал отправления, поезд трогается. Затем можно поменяться ролями.
Предлагаю детям выучить стихотворение.
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
В. Жуковский
Мой беленький кот
Совсем на растёт,
И даже усы не растут.
Он супа не ест
И каши не ест -
Попробуй-ка вырасти тут!
М. Карем
Звук "Г" - произносим с помощью языка, губы улыбаются. "Г" - не поёт (то есть согласный, но голос работает - звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Г" на выдохе. Предлагаю ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать стихотворение и подсказать в конце нужное слово.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый. (гусь).
Гусь купил себе гармошку,
Но упрямую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Г. Виеру
Задаю вопросы:
- Кто купил себе гармошку? (Гусь купил себе гармошку).
- Какую гармошку купил себе гусь? (Упрямую немножко).
- Как пела гармошка? (Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела).
Учите отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Звук "К" - произносим с помощью языка, губы улыбаются. "К" - не поёт (то есть согласный, голос не работает - звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "К" на выдохе. Предлагаю детям внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать и отгадать загадки. Слежу за тем, чтобы, называя слова-отгадки, дети произносили звук "К" более чётко (ккурица, ккошка, ккорова).
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло
Собирает. (Курица).
Я умею чисто мыться:
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком!
(Кошка).
Полем идёт,
Травку жуёт.
Мычит "Му-у",
А кто, не пойму. (Корова).
Спрашиваю: кто из животных умеет произносить звук "К" (ко-ко-ко, не ходите далеко; кукареку; ку-ку-ку; ква-ква; кря-кря; кар-кар).
Звук "В" - произносим с помощью губ звук "В" - не поёт, то есть согласный, но голос звучит - звук звонкий. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "В" на выдохе. Предлагаю рассмотреть рисунок. Спрашиваю: - Кто здесь нарисован? (Волк на велосипеде).
В поле волк-волчище едет
На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер-ветерок
Перегнать никак не мог.
Г. Сапгир
Задаю вопросы:
- Кто едет в поле? (В поле волк-волчище едет).
- На чём едет волк? (На своём велосипеде).
- Кого обогнал волк на своём велосипеде? (Воробья и двух ворон).
- Кого (что) не мог перегнать волк? (Только ветер-ветерок перегнать никак не мог).
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. (воробей).
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона.
Кто это?. (ворона).
Предлагаю
выучить
стихотворение.
Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой крыши.
Б. Тимофеев
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
С. Маршак
Звук "Ф" - произносим с помощью губ, звук "Ф" - не поёт. Согласный, только без голоса - звук глухой. Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Ф" на выдохе. Предлагаю рассмотреть рисунок и подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок -
Синий, маленький. (флажок).
Кто забил сегодня гол? -
Я, когда играл в. (футбол).
Скоро вечер, посмотри -
Загорелись. (фонари).
Предложите ребёнку
рассмотреть фотографию, если он затрудняется назвать кто это,
уточните, что это филин.
Прочитайте стихотворение.
Филин даже с фонарём,
Ничего не видит днём.
Г. Сапгир
Спросите:
- О ком говорится в стихотворении? (О филине).
- Что филин видит днём? (Ничего не видит днём).
Предлагаю запомнить стихотворение и читаю его ещё раз.
- Фью-фью, - птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз. Б. Заходер
Федя полез за конфетой в буфет -
Факт, что в буфете не будут конфет.
В. Лунин
Повторение пройденного материала (гласные звуки).
Цель: закреплять произношение гласных звуков в словах и фразовой речи.
Добиваюсь от детей чёткого, правильного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) при произнесении гласных звуков ("А", "О", "У", "И").
- Развивать умение сравнивать, анализировать и переключать внимание.
- Развивать связную речь, её выразительность, обогащать словарь.
- Учу произносить стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
Предлагаю ребёнку рассмотреть картинки, и сказать какие звуки произносят дети (а, у, о, и). Даю задание назвать нарисованные предметы, чётко произнося первый звук в каждом слове (аарбуз, уутюг, ииголка, оослик). Даю задание показать - соединить предметы на картинках с изображениями детей, произносящих соответствующий звук. Предлагаю вспомнить, какие животные и птицы умеют произносить эти звуки (кваа, каар, гаав, муу, уу-гу-ух, ии-аа, и-го-гоо, чик-чирик, Пии). Какие фрукты начинаются на эти звуки (аапельсин, аананас, аабрикос, аавокадо, аайва; уурюк; иинжир). Посмотрите вокруг себя - названия, каких предметов начинаются на эти звуки. Предлагаю детям рассмотреть рисунки, и сказать какие звуки произносят дети (а, у, и, о).
Повторение пройденного материала (согласные звуки).
Цель: - закреплять произношение согласных звуков в словах и фразовой речи; - учить детей внимательно слушать стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу;
- развивать логическое мышление, умение соотносить полученные знания с изображением на картинке;
- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Предлагаю детям задание - подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения, называя первый звук чётче, чем другие звуки в словах-отгадках (ккиска, ммячик, ммяч, вворобей, вволк, ммедведь).
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигрёнок, а не. (киска! Кто в лесу зимой холодной.
Бродит злой, голодный? (Волк).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку. (мячик).
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке. (мяч).
Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается ото сна. (Медведь).
Предлагаю детям внимательно рассмотреть рисунок, чтобы вызвать интерес к стихотворению, затем читаю стихотворение "Петушок".
Петушок кота учил:
Очень важно говорил:
- Ты всегда перед едой
Лапки чисто мой водой.
Г. Сапгир
Задаю вопросы:
- О ком стихотворение? (О петушке и о коте).
- Что делал петушок? (Петушок кота учил).
- Чему учил петушок кота? (Ты всегда перед едой лапки чисто мой водой).
Добиваюсь, чтобы ребёнок отвечал на вопросы строчками из стихотворения. Предлагаю ребёнку запомнить стихотворение, и прочитайте его ещё раз.
В процессе речевых игр дети учатся отчетливо произносить гласные и согласные звуки, выделять из общего речевого потока слова с определенным звуком, произносить фразы в разном темпе (быстро, медленно, с разной силой голоса (тихо, громко).