Папки-передвижки

Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие ребенка 4–5 лет»

Володина Светлана Александровна
Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие ребенка 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, в также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Речевое развитие ребенка 4–5 лет“» размещена в разделах

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку с самого рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 лет. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи. Нормально развивающийся ребенок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Рассмотрим некоторые особенности речи ребенка пятого года жизни, затрагивающие основные стороны речи: объем и характеристику словаря, состояние грамматического строя речи, звуковой культуры речи, особенности связной речи.

Словарь детей 4-5 лет

Слово – значимая единица языка. Чем богаче словарь, тем больше возможностей более точно и выразительно донести мысли до собеседника. При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребенка быстро увеличивается и к 4 годам достигает примерно 2300 слов. В течение пятого года жизни словарь увеличивается примерно на 600-800 слов. На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества, свойства, действия, функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга его общения. Дети 4 лет начинают усваивать простейшие антонимы и синонимы.

Грамматический строй речи детей 4-5 лет

При нормальном развитии речи дети на пятом году жизни правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Формируется навык словообразования. Дети 4 лет свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, домик, носик). Они могут правильно подбирать прилагательные к существительным, согласуя их в роде и числе (синее ведро – синие ведра).

Определенные трудности дети могут испытывать при употреблении некоторых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (много колесов – много колес).

Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, выражающие пространственные отношения: на, в, за, с, под, над и другие.

Речь ребенка 4 лет активно наполняется глаголами повелительного наклонения, которыми он активно пользуется в общении (возьми, надень и др.).

Звуковая культура речи детей 4-5 лет

Звуковая сторона речи включает в себя развитие речевого слуха, звукопроизношение, речевое дыхание при произнесении слов и фраз.

Развитие речевого слуха.

Речевой слух – база для развития речи, включает в себя фонематический и фонетический слух.

Фонематический слух – способность различать звуки речи. Именно благодаря фонематическому слуху ребенок доводит неправильное произношение до нормы.

Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен:

- опознавать звук в речевом потоке;

- различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (насос, сосна);

- понимать значение слов, различающихся одним звуком (мишка – миска).

У маленького ребенка тонкое различение звуков начинает развиваться очень рано – с 11-12 месяцев. К 2 годам он дифференцирует все звуки речи, но только на слух, а к 4-5 годам различает звуки на слух и в своем произношении.

На базе фонематического слуха у ребенка формируется фонетический слух - способность слежения за непрерывным потоком слогов.

Звукопроизношение. В 4 года ребенок более четко и правильно произносит многие звуки родного языка; практически исчезает смягченное произношение согласных звуков; исчезают замены шипящих и свистящих звуков звуками [т] и [д], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] свистящими [с], [ц], [з]. При этом шипящие могут произноситься еще недостаточно четко. Многие дети не произносят звук [р]. В редких случаях его пропускают в словах, чаще заменяют на [л], [л`], [й].

Для детей среднего дошкольного возраста характерна неустойчивость произношения звуков. Например, ребенок произносит звук то правильно, то неправильно, иногда даже в одном и том же слове. Взрослый спрашивает: «Что это у тебя?» ребенок отвечает: «Шуба. Это мне мама купила новую субу».

Словопроизношение. Словопроизношение у детей 4-5 лет становится чище, все реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов.

Речевое дыхание. У ребенка 4-5 лет формируется правильное речевое дыхание: короткий вдох и длительный выход. Это позволяет ребенку произносить фразы, состоящие из трех-пяти слов, на одном выдохе, без пауз.

Связная речь детей 4-5 лет

Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Связная речь включает в себя две языковые формы – монолог и диалог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Диалог – это явление социальной жизни человека. В средней группе важно отрабатывать речевое оформление диалогов в ситуациях приветствия, обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, приглашения. Для пополнения речевого оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений.

Психологические исследования отмечают появление элементов монологической речи лишь к 5 годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Процесс формирования монологической речи трудный и медленный. Он зависит от созревания различных отделов головного мозга, совершенства психических процессов, развития внутренней речи (краткий план высказывания) и умения развернуть ее в случае необходимости во внешнюю речь. Поэтому полноценное становление монологической речи происходит за пределами дошкольного возраста.

Описание – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. Описание характеризуется обязательным наличием объекта речи, который носит предметный характер. Объектом речи могут быть картины природы, человек, животное, неодушевленный предмет. Описание отличается статичностью, выражающейся в едином временном плане, перечислительной структуре однородных компонентов, перечислительной интонации и т. д.

Для детей дошкольного возраста описание – сложный вид монолога. Ребенок 4 лет не может составить полноценное высказывание без наглядной опоры. А в этом случае страдает мотив речевого высказывания (зачем описывать то, что и так все видят); дети не указывают объект речи (предмет и так всем виден). Реальный объект описания провоцирует ребенка на манипуляции с ним. Дети обычно берут предмет в руки и выполняют с ним разнообразные действия. Это также снижает речевую активность детей. Описание характерных действий с предметом заменяется непосредственным показом. Анализ описательных высказываний четырехлетних детей показывает, что для них характерно простое перечисление, отсутствие внутренней логики. Ребенок называет признаки, попадающие в поле его интереса. Описание признаков перемежается перечислением действий с предметами. Это часто побуждает ребенка отойти от описания и перейти к повествованию (например, он рассказывает, что у него дома тоже есть аналогичная игрушка). Таким образом, в среднем дошкольном возрасте важно проводить работу, готовящую детей в последующем к составлению монологов описательного типа.

Повествование – особый тип монологического высказывания, сообщение о развивающихся действиях или состояниях предметов. Для него характерен переход от одного действия или состояния к другому.

В свободных высказываниях детей 4-5 лет преобладают монологи повествовательного типа. Главная характеристика повествования – динамика – не вызывает у них трудностей употребления в речи. Наиболее сложным для ребенка является соблюдение структуры повествования, правильной последовательности событий, а также выделение главной темы рассказа.

Рассуждение – самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированного логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства. Поэтому у детей данного возраста наблюдаются лишь элементы рассуждения, и говорить о них как о самостоятельных монологических высказываниях в данном возрасте не приходится.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка» С каждым годом все острее встает вопрос поиска универсального инструмента для гармоничного развития и воспитания ребенка. Современный мир.

Консультация для родителей и воспитателей «Адаптация ребенка в ДОУ» Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Консультация для родителей и воспитателей «Безопасность ребенка. Игры для непосед» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из основных линий развития ребенка.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие» Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, приходящие в детский.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет» «Чтобы научиться говорить, надо говорить» Львов М. Р. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о речевом развитии детей. Ведь развитие.

Консультация для родителей «Влияние колыбельной песни на речевое развитие малышей» Родившись, ребенок попадает в новый удивительный мир. И что первое его встречает – это забота и внимание. С первых дней ребенок чувствует.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности» Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его.

Консультация для воспитателей «Развитие ребенка в театральной деятельности» Новый нормативный документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт» дошкольного образования определяет основу образовательной.

Консультация для воспитателей «Влияние дидактических игр и массажа БАТ на развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Влияние дидактических игр и массажа БАТ на развитие ребенка» Здравствуйте, дорогие коллеги! предлагаю вашему вниманию родительское собрание по активизации "волшебных точек" находящихся на нашем теле:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие ребенка 4–5 лет»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 22:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие ребенка 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Володина Светлана Александровна (УИ 276491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД