Фируза Мальцева
«По следам осени». Квест-игра по речевому развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Уренского муниципального округа Нижегородской области
Речевое развитие
Квест – игра «По следам осени»
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель подготовительной к школе группы
Мальцева Ф. Н.
Квест – игра «По следам осени»
(подготовительная к школе группа)
Цель: Создание оптимальных условий для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста средствами квест-игры.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить словарь по теме «Осень».
Публикация «„По следам осени“, Квест-игра по речевому развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Осенние квест-игры
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2024
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов; согласование прилагательных с существительными, умение подбирать слова, противоположные по смыслу; образование однокоренных слов); умение делить слова на слоги.
• Совершенствовать синтаксическую сторону речи.
Развивающие:
• Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
• Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
• Воспитательные:
• Воспитывать взаимовыручку, самостоятельность, инициативность.
Материалы и оборудование: маршрутный лист, осенние листья со слогами ДО, СВИ, ДА, НИ, Я, О, СЕНЬ; карточка с ребусом. Мяч, карточки с предметными картинками и подписями для деления слов на слоги, осенние листья для исполнения песни с движениями, карточки-названия месяцев, иллюстрации с осенними месяцами, картинка-пазл. Конверты с заданиями. Игрушка-робот, телеграмма от робота. Угощение от осени (корзина с яблоками).
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики «Веселый язычок», разучивание песни «Осень милая, шурши».
Ход игры:
Организационный момент: (Дети входят в музыкальный зал, встают в круг).
Воспитатель: Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить! (дети остаются в кругу вместе с воспитателем)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня со мной произошла такая история:
Утром рано на рассвете, залетел холодный ветер,
Приоткрыл он тихо дверь, разбудил меня спросонок,
Передал листочек клена и послание - секрет!
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый осенний листочек, а вот от кого это послание, вы узнаете, разгадав ребус (показываю детям карточку с ребусом, дети отгадывают ее - осень).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это осень. Осень пригласила вас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения и радостное настроение. Ведь осень – это не только пора грусти и печали, это еще и пора радости и счастья.
Наше занятие мы проведем в форме квест-игры «По следам осени».
(Показать детям маршрутный лист)
Ребята, ваша задача, выполняя различные задания, разгадать загадку Осени. Выполняя задания, мы с вами будем заполнять этот лист.
Воспит-ль: Для этого нам нужен конверт с заданием, а чтобы найти конверт нужно отгадать загадку.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
(Дети ищут остановку под названием «Сентябрь». Там картинка сентября и название месяца. На столе лежит конверт с заданиями).
1. «Сентябрь»
Воспит-ль: Молодцы, ребята. Здесь нас ждет несколько заданий.
1. Разминка (каждое задание написано на отдельном листочке-пазле, выполняя задания, пазлы переворачиваем и собираем картинку)
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
Это язычок пришел (высунуть язык).
Вправо он сейчас пошел (тянуться кончиком языка вправо).
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал (тянуться кончиком языка влево).
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает, (кончик языка тянется к носу).
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает (кончик языка тянется к подбородку).
Поиграл он с вами в прятки,
И помчался на лошадке (щелкать языком, рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке).
Воспит-ль: С разминкой вы справились и за это получаете первую подсказку (Лист со слогом ДО, который дети размещают на маршрутный лист).
2.«Вопрос – ответ»
Воспит-ль: Вам нужно правильно ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Что мы с вами слышим и произносим? (звуки)
2. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
3. Как отличить гласный звук от согласного? (когда произносим гласный звук, воздух выходит свободно, не встречает преграды)
4. Каким цветом обозначают гласные звуки? (красным)
5. Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
6. Какими цветами обозначают согласные звуки? (синим и зеленым)
7. Как обозначают звуки в книгах или на письме? (буквами)
8. Как называется образовательное учреждение, куда вы поступите после окончания детского сада? (школа).
Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили задание и получаете лист – подсказку. (Лист со слогом СВИ)
3. Игра: «Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я называю слово и передаю осенний листик, а вы должны быстро придумать противоположное значение, передаете листок следующему ребенку. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы? (Ответы детей).
Воспитатель: - Солнечный – пасмурный Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный – грустный Холодный - теплый
Поздняя – ранняя Низкий - высокий
Сытый – голодный Редкий - частый
Длинный – короткий Тихий – громкий
Воспитатель: Отлично справились с очередным заданием и получаете ещё одну подсказку. (Лист со слогом ДА).
Ребята, получилась у нас картина? (ответ детей). Значит, мы выполнили все задания.
2. «Октябрь»
Воспитатель: Продолжаем наш путь. Слушаем следующую загадку (подсказку):
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь) (Дети ищут остановку под названием Октябрь, конверт с заданиями)
4. Игра с мячом «Семейка слов».
(Приглашаю детей в центр круга и предлагаю игру с мячом)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Семейка слов». Будем образовывать слова от слова ЛИСТ. Я бросаю вам мяч и говорю, какое слово нужно образовать. Вы образовываете слово и возвращаете мяч мне.
-Как назвать маленький лист? (листик)
-Как по другому назвать маленький лист? (листок)
-Как еще можно назвать маленький лист? (листочек)
-Как назвать большой лист? (листище)
-Как одним словом назвать много листьев? (листва)
-Как называется лес, в котором растут деревья с листьями? (лиственный)
-Название хвойного дерева, образованного от слова лист (лиственница)
Воспитатель: если вы справитесь с заданием, получите ещё одну подсказку (Лист со слогом НИ).
5.«Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — (дождливая);
. дует ветер — (ветреная);
если на улице холодно, какая погода? — (холодная);
если пасмурно — (пасмурная);
. сыро — (сырая); солнечно – (солнечная);
. хмуро — (хмурая); ясно – (ясная)
Воспитатель отдаёт детям ещё один лист – подсказку (Лист с буквой Я).
3. «Ноябрь»
Воспитатель: Слушаем следующую загадку:
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
(часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрем.
(Ноябрь) (Дети ищут остановку под названием Ноябрь, конверт с заданиями)
6. Игра «Найди быстро ошибку».
- Найди ошибки в предложениях и скажи их правильно.
Лексический материал:
*На улице льёт холодный (осень) дождь. Какой дождь льёт на улице? (холодный осенний).
*С моря дует (тепло) ветер. *Мы собрали (богатство) урожай яблок. *В пути мы попали под (грибы) дождь. *Ветер дует (холод) осенний. *В лесу рыщут злые (голод) волки.
По окончанию работы дети получают подсказку (Лист с буквой О)
Воспитатель: 7. «В гостях у робота» Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь Робот с телеграммой. Давайте послушаем, что здесь написано (читаю текст).
Я ро-бот Бот-ли. Я сло-мал-ся и не мо-гу раз-де-лить сло-ва на сло-ги. По-мо-ги-те!
Воспитатель: Игра ««Раздели на слоги». Давайте поможем роботу разделить слова на слоги. - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте сами сначала ш потом, а затем вслух произнести по слогам слова-названия предметов, которые я вам покажу на рисунках. (картинки: нора, сова, небо, лук, гриб, машина, радуга, сок, дерево, яблоко).
Воспитатель: Отлично справились с очередным заданием и получаете ещё одну подсказку. (Лист со слогом СЕНЬ).
Предлагаю вам прочитать, что же у вас получилось.
Дети читают – ДО СВИДАНИЯ, ОСЕНЬ!
Воспитатель: Вот так, ребята, осень решила попрощаться с вами. И на прощание она передала вам осенний подарок – угощение, надеюсь, оно вам понравится (корзина с яблоками). Воспитатель детям предлагает отведать угощение осени.
Рефлексия. Самоанализ деятельности.
Трудно ли было вам в путешествии?
- Какие трудности были у вас на пути?
- а какое задание было самым интересным?
- Как вы оцениваете свои старания? - Справились ли вы с заданиями?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня были очень активные, быстро выполняли задания. Давайте закончим нашу квест-игру песней.
Исполнение осенней песни с движениями
«Осень милая, шурши!» — сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой
1. Осень очень хороша,
Хороша, хороша.
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у Осени наряд
Золотой, золотой.
Удивляет всех подряд
Осень красотой.
Припев:
Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг.
2. Осень долго не грустит,
Не грустит, не грустит.
Даже если снег летит,
Снег с дождем летит.
Мокрым стал ее наряд,
Стал он тоньше, чем был.
Все равно огнем горят
Ягоды рябин.
Припев:
Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг.
Дополнительный материал (если вдруг останется время)
Загадки
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)