Евдокия Сапелкина
Речевое развитие дошкольников посредством устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 2
Речь – это неисчерпаемый источник умственного развития ребёнка, сокровищница всех знаний.
К. Д. Ушинский.
СЛАЙД 3
Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений упрощает речь, превращает ее в маловыразительную и скучную. Без яркости и красочности речь блекнет.
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Огромные возможности для обогащения словарного запаса, присутствия эмоциональной речевой окраски, развития речевых навыков таит в себе устное народное творчество.
Поэтому я посчитала необходимым как можно шире использовать словесное творчество народа в воспитании и развитии детей.
СЛАЙД 4
Для выполнения поставленных задач я обратилась к полезным источникам и подобрала серию потешек, пестушек, считалок, прибауток, закличек, сказок, поговорок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, соответствовали возрасту детей.
СЛАЙД 5
В своей работе я выделила два направления:
Использование произведений устного народного творчества в образовательной деятельности и в игровой.
СЛАЙД 6 с куклами
Знакомство с народным творчеством детей началось с колыбельных песен, Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее. Они повторяли за мной. Сначала исполняли мою, потом те, которые им пели дома в раннем детстве мамы. Так, ассортимент наших колыбельных постепенно увеличивался. Ребята запоминали слова, формы слов и словосочетаний, осваивали лексическую и грамматическую стороны речи.
СЛАЙД 7 2 ДЕВОЧКИ картинка
Неисчерпаемые речевые возможности имеют потешки. Под них мои дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами.
Потешки активизируют работу мозга, увеличивают словарный запас в нестандартных ситуациях, формируют умение творчески применять полученный речевой материал, Перед ребятами всегда ставила задачу не только слушать,
запоминать, но и эмоционально проговаривать потешки, а также двигаться, говорить, обыгрывать ситуации в форме диалога. Прибаутки и потешки интересны и понятны детям. Они, как маленькие сценки, которые можно разыграть.
СЛАЙД 8 ФОТО ТЕАТР сами дети
Сокровищем народной мудрости является сказка. После рассказывания или чтения учу детей понять, почувствовать и запомнить сказочные образы и эпизоды.
Сначала далеко не все дети могли передавать характер персонажа, его особенности, и тогда я стала использовать детский театр. К маленькому театру мои начинающие артисты относятся с большим интересом. Таким образом, вскоре в нем появились незаменимые театралы.
СЛАЙД 9 КУК ТЕАТР
Создание кукольного театра посчитала необходимым потому, что это не просто игра. Это прекрасное средство для развития воображения, творческих способностей, интенсивного развития речи детей, обогащения словарным запасом дошкольника.
СЛАЙД 10 уголок
Образовательную деятельность по вопросу развития речи у детей я строю по принципу сотворчества педагога, ребёнка и родителей. Поэтому совместные праздники с мамами и папами стали системными, а наши папки-передвижки и тематический уголок становятся богаче и разнообразнее. Дети приносят из дома тексты своих первых колыбельных песенок, заклинки, потешки, загадки. Листочек с добытой потешкой или загадкой они кладут в папку бережно и аккуратно, как что-то очень ценное и важное.
СЛАЙД 11
Любой малый народный жанр способен корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы пословица, потешка, поговорка, закличка, считалка присутствовала в течение всего времени пребывания детей в детском саду.
Так, например, на конструировании, когда строили домик (избушку, обыгрывали ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
На лепке лепили оладушки и обыгрывали потешкой «Ладушки-ладушки, испечем оладушки».
СЛАЙД 12
На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я также использую элементы устного народного творчества : загадки, старинные прибаутки, пословицы, поговорки. Так мы обращаемся с ребятами солнцу, радуге, дождю, птицам.
СЛАЙД 13
Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
А ещё, устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в наших маленьких чудесных детях доброе человеческое начало.
СЛАЙД 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ХОРОШЕГО ДНЯ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!