Получи документы

Речевое развитие дошкольников как организованная деятельность

Анастасия Весютова
Речевое развитие дошкольников как организованная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Речевое развитие дошкольников как организованная деятельность» размещена в разделах

Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте».

Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений в группах воспитатели могут отметить следующие недостатки:

Высказывания детей короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.

Одной из задач дошкольного учреждения это - формирование правильной речи ребенка.

Цель педагогов ДОУ:

• обеспечить процесс речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.

• Обеспечить готовность детей к дальнейшему школьному обучению.

Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

развитие грамматического строя речи;

развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по речевому развитию должна быть построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Принцип системности позволяет обеспечить развитие всех компонентов речи на каждом возрастном этапе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принципы последовательности и преемственности взяты за основу в изложении материала для всех возрастных групп.

Например: у детей младшего и среднего возраста формируется навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково», развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуем умения образовывать сложные слова: трудолюбивый, рыболов, лесоруб….

Правильно употреблять глаголы с разными приставками: выходит, переходит, подходит, уходит.

Выделять в однокоренных словах общую часть: петух – петушок –петушиный.

Составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения со взрослыми.

Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.

В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.

В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.

В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.

В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются алгоритмы (алгоритм последовательности чистки зубов, умывания, одевания).

В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют.

В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.

В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам". Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки- раскраски.

В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т. д.

В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.

В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни.

В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.

Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы. Утвердиться в чувстве Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.

Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения. В каждой группе желательно создать уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе.

Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации по речевому развитию детей.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Можно предлагать родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

Работая в этом направлении, можно сделать вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале»Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале» Почти год прошёл с нашего первого посещения городской библиотеки. За это время мы с детьми побывали там не раз, и всегда нас ждало что-то.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Организованная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Красивые фиалки»Организованная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Красивые фиалки» Конспект организованной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет по художественно-эстетическому развитию лепке.

Организованная образовательная деятельность по речевому и художественно-эстетическому направлению «Лес чудес»Организованная образовательная деятельность по речевому и художественно-эстетическому направлению «Лес чудес» Воспитатель приглашает детей в группу и говорит: «Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес. Глазки закрываются - чудеса начинаются.

Организованная образовательная деятельность в рамках проекта «Цветочный вальс»Организованная образовательная деятельность в рамках проекта «Цветочный вальс» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Загадочный подводный мир»Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Загадочный подводный мир» Дорогие коллеги! В нашей группе еще зимой прошла тематическая неделя "Загадочный подводный мир". В группе была проведена беседа на тему.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников как организованная деятельность
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 15:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников как организованная деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Весютова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД