Марина Махорина
Речевое развитие дошкольника с нарушениями речи в процессе усвоения навыков самообслуживания и элементов труда
▼ Скачать + Заказать документы
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел хорошо понимать и применять их в конкретных ситуациях. Овладел основными коммуникативными способностями. Одним из важнейших нарушений при изучении данной темы, является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Причинами нарушения могут быть:
1. Недостаточная активность мозговых центров или участков мозга, связанных с речевыми центрами (зрительных, двигательных, лобных).
Публикация «Речевое развитие дошкольника с нарушениями речи в процессе усвоения навыков самообслуживания и элементов труда» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
2. Отставание в развитии процессов восприятия, памяти, мышления.
3. Различные заболевания, которые повлияли на протекание способов и механизмов речевой деятельности.
Самообслуживание, у детей младшего дошкольного возраста, направлено на уход за собой (умывание, раздевание, уборка своего помещения, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитание значения этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность, но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, забывая, об организации труда и намечают лишь основные этапы, но не предусматривают контроль и оценку работы. В труде дети овладевают разнообразными навыками в повседневной жизни. У детей развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Задача воспитателей и родителей, научить детей навыкам самообслуживания: снимать и одевать одежду в определенном порядке, застегивать и расстегивать пуговицы, надевать и снимать свою обувь, складывать свою одежду, с помощью взрослых приводить себя в порядок.
В своей работе, я использую технологию ТРИЗ. Я разработала несколько карточек на развитие речи ребенка 2 - 3 лет, для закрепления режимных моментов в детском саду. Помогаю, детям развивать речь с помощью игр, игровых упражнений. Проговаривать, разучивать стихи, потешки, петь песенки.
Карточки с заданиями для детей 1 младшей группы
1. Карточка (нарисованы - умывальник, мыло, полотенце,
Цель:Развитие речи ребенка. Закрепление у детей, навыков самообслуживания с элементами труда с помощью игр, игровых упражнений. Учить детей, ориентироваться в пространстве.
Воспитатель, показывает детям карточку и задает вопросы: Что нарисовано? Где, находиться в нашей группе умывальник, вода? Дети вместе с воспитателем отправляются в умывальную комнату.
Воспитатель открывает кран, регулирует воду, дети самостоятельно берут мыло. Воспитатель, учит детей на личном примере правильно намыливать руки, смывать руки теплой водой. Правильно пользоваться полотенцем. В процессе умывания, воспитатель вместе с детьми проговаривает знакомые стихи, потешки: «Водичка – водичка», отрывок из сказки К. Чуковского «Моем, моем трубочиста».
2. Карточка (нарисована тарелка с кашей, ложка).
Воспитатель задает детям наводящие вопросы. Что, нарисовано на картинке? Кто, кормит нас в детском саду? Кто, готовит еду в детском саду? После беседы, обсуждения, воспитатель предлагает детям поиграть в Сюжетно - ролевую игру: «Накормим Машу, вкусной кашей», или «Накроем стол к обеду».
Цель: Учить детей, кушать еду самостоятельно, правильно держать ложку в правой руке. Правильно сидеть за солом во время приема пищи – (здоровьесберегающая технология).
3. Карточка (нарисован конструктор - кубики, кирпичики).
Вопросы для детей: Что, нарисовано на картинке? Где, в нашей группе находиться конструктор? Что, можно построить из крупного конструктора? Дети, находят кубики, кирпичики, самостоятельно. Воспитатель, предлагает детям, согласно теме недели построить постройку. Например, тема недели «Транспорт», дети строят автомобиль, в игре воспитатель вместе с детьми проговаривает потешку:
Эй, машина подожди, ты ребяток прокати.
Куколку и мишку, заиньку Трусишку,
Мышку - Норушку, курочку - Пеструшку
Цель: Развитие речи ребенка, воображения, мышления. Учить детей, самостоятельно убирать конструктор, игры на свои места. (Личностно - коммуникативная технология).
4. Карточка (нарисованы: кукла, тазик с водой, мыло, полотенце).
Воспитатель задает детям вопросы. Что, нарисовано на картинке? Задает детям наводящие вопросы. Ребята, мы сегодня с вами умывались, а наши куклы сегодня умывались? Давайте посмотрим на наших кукол. Дети, самостоятельно находят кукол в группе. Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно - ролевую игру: «Умоем наших кукол». Воспитатель в игре учит детей правильно умываться пользоваться мылом, полотенцем.
Цель: Учить детей культурно - гигиеническим навыкам. Развивать речь, самостоятельность, аккуратность.
Материал: тазик с водой, куклы, полотенце, мыло
5. Карточка (нарисованы - цветок, лейка, палочка, тряпочка).
Воспитатель, учит детей, правильно ухаживать за комнатными цветами. На примере рассказывает детям и показывает, как с помощью тряпочки вытираем, листочки у растения. Палочка, нужна чтобы, рыхлить растение, обогащать растение кислородом. Детям очень нравиться протирать листочки, поливать цветы, выполнять простые поручения.
Цель: Учить детей правильно ухаживать за комнатными растениями. Развитие речи ребенка, внимания, памяти, приучать детей трудиться. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал: Комнатные цветы, лейка с водой, палочка, тряпочка.
Литература:
1. Трясорукова Т. П Психомоторика. Коррекционно – развивающие игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н (Д: Март, 2009
2. Эльконин Д. Б Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.
3. Интернет - ресурсы, личный опыт с детьми