Наталья Барабанова
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С одного года до трёх малыш переживает особенно важный период. За каких то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно : держать ложку и кружку, умываться и мыть руки, снимать и одевать носочки, колготки, шортики, учиться одевать и снимать обувь, садиться на горшок и т. д. Но не всё у него может получаться. При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании нужно обязательно учитывать их возрастные особенности. Одним из воспитательных приёмов является побуждение, направляющее указание, а не порицание и осуждение. Ведь ребенок ещё только учится и всё то, что он как будто умеет делать, ещё освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, не правильно держит ложку, то лучше, не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Родителям нужно набраться терпения, ведь в спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается – ведь так быстрее и аккуратнее. При этом между делом родители приговаривают каким неумехой является ребёнок. Такое родительское поведение формирует у малыша комплексы и может вылиться в серьёзную психологическую проблему. Чтобы приучить ребёнка к самостоятельности, важно дать ему осознать, что любой поступок влечёт за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Действуя самостоятельно, ребёнок учится не бояться ошибок.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная деятельность маленьких детей – игра. Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия взрослых с детьми, а сама игра стать основной формой организации разных видов детской деятельности. С малышами в течение дня нужно организовывать игры-забавы и дидактические игры. Специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой ребёнок моделирует различные ситуации, отражающие их жизненный опыт; впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игра используется для приобретения и закрепления навыков самообслуживания. Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания ребёнка о последовательности одевания и раздевания. Или с помощью куклы, мишки и т. д. понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания.
Чтобы вызвать у малыша желание умываться, и сделать этот процесс лёгким и приятным, нужно использовать различные стишки, потешки, песенки. Во время уборки вещей и игрушек, нужно обязательно приучать убирать их на место, следуя этому принципу каждый день. Одновременно с этим родители прививают малышу бережное отношение и желание трудиться. После уборки необходимо обязательно похвалить ребёнка, хорошо использовать какие-нибудь стимулирующие методы (угостить конфеткой, включить мультик и т. д.). Обязательно нужно обращать внимание ребёнка на то, как стало чисто и красиво после его уборки.
Большое значение при формировании навыков самообслуживания у маленьких детей имеет чтение художественной литературы («Мойдодыр», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо», а после прочтения обязательно обсудить с ребёнком действия литературных героев – как нужно поступать, как себя вести и т. п.
Приучая ребенка к самостоятельности, важно быть последовательным и спокойным. Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, так как именно пример родителей является для малыша основным. Уверенность в своих силах при поддержке родителей позволят вашему ребенку освоить все необходимые навыки.
Не забывайте каждый раз хвалить малыша за любую попытку к самостоятельности. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата!