Инна Викторовна Сергеева
Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОВЗ недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей: поверхностное (ключичное) дыхание, которой сказывается, жизненной емкости легких следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз; нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела; недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала.
Публикация «Речевое развитие детей с ОВЗ в процессе игр на воде» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Детям с ОВЗ в принципе, трудно выполнять движения по словесной инструкции, они затрудняются в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны, прыжки на правой и левой ноге, отбивание и ловля мяча, ритмичные движения под музыку. Часто у детей с ОВЗ несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей, крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья. В последние время большое распространение получает система здоровьесберегающего развития, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решения образовательных задач.
Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
Использование бассейна в решении вопросов речевого развития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и способствует: повышению эффективности закаливающих процедур; усилению оздоровительной направленности учебного процесса; снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма.
Игры с различной двигательной нагрузкой и игровые упражнения в воде и в сухом зале дают возможность инструктору по плаванию реализовать целый комплекс оздоровительных форм и методов в работе с детьми с ОВЗ:
- Массаж биологические активных зон
- Дыхательная гимнастика
- Психогимнастика и релаксация
- Коррекционные упражнения
- Босохождение по массажным дорожкам
- Логоритмические упражнения и динамические паузы
- Закаливание воздухом и водой
- Пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж
Основные виды игр и игровых упражнений, которые используются в бассейне на суше и в воде для детей с речевыми нарушениями.
Они направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической коррекции движений, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, воспитания чувства ритма, развитие дыхания, силы глосса, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
Упражнения на вдох, затем выдох в воде (от трех до десяти раз). Скольжение на груди и на спине, двигая ногами вверх и вниз, передвижение по дну водоема на руках. Плавание с надувной игрушкой или с кругом в руках. Разучивание движений, необходимых для плавания. Исходя из возможностей детей, обучение самостоятельному плаванию в бассейне. Выполнение разнообразных упражнений в воде. Водная аэробика. Несложные игры-эстафеты.
1. Упражнения и игры на развитие фонационного дыхания – длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик) - под воду (лицо в воде до носа) - длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет дольше, чьи пузыри больше?»).
2. Упражнения и игры на развитие диафрагмального дыхания – удерживать надутым животом, лежа на спине (в нарукавниках и без, резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна уплыть
3. Упражнения и игры на развитие силы и высоты голоса (от тихого к громкому) - «как говорит рыбка?» - «как квакает лягушка?» - «как кричат дельфины?» (изображая движениями как плавают и как общаются животные)
4. Упражнения и игры на координацию движений и речи (Игры «Медвежонок Умка», «Сердитая рыбка», «Гуси и волк», «Море волнуется»)
5. Упражнения и игры на регуляцию мышечного тонуса (под сопровождение музыки или бубна, звуковые ориентиры свистка); - дети лежат на спине, на шеи, под головой «нудл», или в нарукавниках, или в кругах. Напрягают мышцы (живота) под счет 1-2-3-4, на счет 5 расслабляют 5-4-3-2-1.
6. Упражнения и игры на развитие ритма - лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках или «креслах» и т. д. Под быстрое сопровождение музыки работают сильно, быстро ногами (кроль) под медленный темп – медленно, без брызг, под водой - танцы на воде «дискотека».
7. Упражнения и игры на развитие произвольного внимания; - 2 команды (4+4) вдоль дорожки лицом друг к другу. Инструктор показывает одной команде упражнение (другая не видит, дети первой команды повторяют упражнение инструктора детям второй команды, а вторая - выполняют противоположное действие (вдох-выдох; руки влево-вправо; закрыть правый глаз-…., поднять левую ногу-). Если команда ошибается, то выполняет 10 выдохов.
9. Упражнения и игры на развитие мимической моторики; - стоя, лежа, лить воду из кружки себе на лицо (не морщиться, улыбаться, открыть рот, сжать губы, надуть щёки, втянуть щёки, открыть глаза и т. д.).
10. Упражнения и игры на развитие мышц мелкой моторики; а) в статике - сжимаем резиновых рыбок, опускаем под воду, набирая воду, по сигналу – брызгаем в верх, сопровождая стихами. «Дети рыбками играли, сильно пальчики сжимали, рыбок в воду опускали посчитали РАЗ, ДВА, ТРИ- кто выше брызнет посмотри!» б) в динамике - катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).
11. Упражнения на умение работать по схеме или плану. Развитие внимания последовательности действий в пространстве (по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных движений)
Таким образом, использование бассейна в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материал с использованием здоровье-сберегающих технологий и игр различной подвижности.