Светлана Ковалева
Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема: «Речевое развитие детей с ОВЗ»
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности посредствам художественного слова.
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления о поэзии, об ее специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
Публикация «Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
3. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность стихов; развивать поэтический слух.
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Все мы хорошо знаем, какое большое значение для развития ребенка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Заучивание стихов позволяет почувствовать поэтичность образов, понять, что о привычных явлениях можно сказать непривычно красиво, почувствовать ритмичность, музыкальность, напевность стихотворной речи.
В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.
Задача педагога в том, чтобы подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, и это представляет определенную сложность.
Работая в коррекционной группе, я столкнулась с такими проблемами, как плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность детей.
Таким детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что – либо. В силу этих и других причин ребята с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Поэтому любая деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной слаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии, что, кстати, в немалой степени зависит от нас педагогов. И нашу работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребенок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее наша работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – это не цель, а лишь средство реализации коррекционных задач, стоящих перед нами – педагогами.
При заучивании стихотворений с детьми я поставила перед собой следующие задачи:
• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
• помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,
• обеспечить запоминание,
• научить читать перед слушателями,
• воспитывать любовь к поэзии.
• превратить заучивание в любимый и самый доступный вид деятельности.
Я хочу рассказать об одном из способов запоминания текста логическим соотнесением. Суть способа в следующем: ребенок слушает стихотворение, и соотносит его логические части с подходящими картинками - устанавливается связь между зрительной и слуховой памятью. Благодаря этому ребенок лучше понимает содержание стихотворения. А раз понимает, то и гораздо лучше запоминает. Психологи уже давно доказали, что понимание - это основа памяти.
Я поделила этот процесс на несколько этапов
1 этап. Подбор стихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова.
Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.
2 этап. Выразительно его читаю.
Разбиваю стихотворение на блоки и рисую возникшие образы на бумаге.
Читаю данные строки для каждого блока и сопровождаю показом рисунка.
После этого прошу ребенка повторить, а затем рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть по нарисованным рисункам.
3. Заключительный этап
Рассказать стихотворение без помощи картинок только с помощью воспитателя. С нарисованными образными картинками эффективность запоминания увеличилась. С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получили от этого огромное удовольствие. Ведь у детей проявляется фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихов, и кроме этого развиваются творческие способности у детей. Когда дети уже привыкли к такому способу запоминания стихотворения с показом картинок, некоторые дети сами изъявляли желание рисовать картинки.
Лучшему запоминанию стихов способствуют также такие приемы, как:
• обыгрывание;
• чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
• драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
Для повторения ранее заученных стихотворений:
• Упражнение «Угадай - ка» (ребенок должен разгадать, т. е. прочесть наизусть загаданное стихотворение по картинкам)
• Игра «Смотаем стихотворение в клубочек» (Ребенок читает стихотворение и ритмично наматывает нитку в клубок)
Иногда дети приносят рисунки загадок, потешек, которые нарисовали дома с родными. Без поддержки родителей добиться хороших результатов нельзя, поэтому к выполнению подобных заданий привлекаю их.
В родительском уголке регулярно размещаем стихи, которые заучиваем с детьми, рекомендации о том, как дома драматизировать стихи, какие игровые приемы можно использовать при заучивании стихотворений.
С желающими детьми мы заучиваем стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети читают на утренниках, что является сюрпризом для группы.
.Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.