Людмила Рябуха
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей раннего возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Двухлетний ребенок живет по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развития речи, формирование мышление имеют свои специфические особенности.
В это время основной вид занятий малыша – предметная деятельность. Именно она оказывает, наибольшие, влияние на его развитие, потому и называется ведущей. Действия. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш (лепит баранки, бросает мяч и т. д.) имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. С помощью речи ему сообщают определенные знания, умения и навыки.
Публикация «Консультация для педагогов „Речевое развитие детей раннего возраста в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, также существенно влияет и понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной. В сознании малышей, знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежних личном опыте. Благодаря этому они понимают и разка, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того, что видели, пережили: с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном обществе с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.
На третьем году жизни функция речи расширяется, она становится средством общения не только со взрослыми но и с детьми.
На занятиях и в повседневном общении с детьми, решая задачи развития нравственных чувств, например при показе инсценировок с куклой, с игрушками – животными, при рассматривания картинок, надо обращать внимание малыша на состояние и настроения действующих лиц, обогащая соответствующий словарь: плачет -замерз, кушать хочет, испугался, радуется, смеется.
Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значению слов, следуют одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы воспитателя. Если ребенку третьего года жизни известно действие, знакома ситуация, он относительно ответит на вопрос о том, что делает персонаж. Но важно, чтобы названия действий, как и название предметов, приобретали в сознание малыша обещающие значения.
Узнавание действия на картинке - одно из проявлений способности к обобщению. Рассматривая, например картинку, дети отвечают: «Этот мальчик вытирает лицо, но затрудняются иногда ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана бежит вода, а мальчик стоит у раковины. Так же им трудно ответить, что он будет делать, когда он вытрет лицо. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно образного мышления. Поэтому на занятиях полезно задавать ребятам вопросы, отвечая на которые они должны мысленно представить всю цепь действий. Дети отвечают на вопросы: Где? Когда? Почему?, что свидетельствует о понимании временных, причинных, целевых и других отношений.
Часто в разговоре ребята употребляют глаголы. Поэтому, рассказывания о каком – либо действии, они не ограничиваются одним словам, а используют простые предложения: «Везет мишку», Светит солнышко» Кроме глаголов и существительных в речи нередки местоимения, появляются падежные окончания. Малыши начинают использовать в речи союзы и вопросительные слова.
Хотя многие звуки родного языка ребятишки, этого возраста произносят верно (за исключение свистящих, шипящих, сонорных, звуковая культура их речи еще не совершенна. Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, принимать интонационные средства выразительности, надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие.
Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что один и те же звуки могут произноситься громко и тихо, быстро и медленно. Тренируя слуховое восприятие, воспитатель предлагает детям упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом. Большая часть задании по воспитанию звуковой культуры речи посвящена уточнению и закреплению правильного произношению звуков. Работа начинается с гласных звуков (А, У, И. О И) и простых в артикуляционном отношении согласных (М, П, Б, Ф,В). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук У – гудит паровоз звук И-И – ржет лошадка, Тук-тук-тук – стучит молоток, Га-га-га – кричит гусь и т. д.).
Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки-чистоговорки, в которых нужный звук неоднократно повторяется. Например, при закреплении звука «С» детям предлагается такая чистоговорка: «Са-са-са – у Оли коса».
Голосовой аппарат ребенка третьего года жизни еще недостаточно окреп. Поэтому для его развития в качестве подготовительных упражнений предлагаются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Упражнения для развития голосового аппарата чаще всего производятся как часть занятия. Начиная с этого возраста, необходимо учит детей пользоваться умеренным темпом, то есть говорить не торопясь. Воспитатель произносит звукосочетания или слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно) и предлагает детям воспроизводить их в том же темпе.
Хорошо постеленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Чтобы выработь у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой - нибудь легкий предмет. Следует обратить особое внимание на слитное произнесение малышом двух гласных звуков в звукоподражании типа: ау, уа, ио, аи. Дети должны учиться произносить их на одно выдохе, плавно переходя от звука к звуку.
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при заучивание потешек, при пересказе сказки, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо.
Работа я с детьми раннего дошкольного возраста, мы воспитатели для выявления уровня нервно – психического развития детей диагностируем понимание ими речи и их речевой активностии