Кристина Горьковая
Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном возрасте проблема речевого развития одна из самых интересных и сложных тем в психологии и педагогике. Язык служит основным каналом приобщении ценностям духовной культуры из поколения к поколению, а так же необходимым условиям воспитания и обучения. Родной язык играет большое значение в становлении в личности ребенка дошкольника.
Значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. В пункте 2.5 ФГОС дошкольного образования гл. 2 «Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащения активного словаря; развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитика- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».(это отражено в пункте ФГОС ДО).
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Путь который проходит ребенок впервые годы жизни, очень грандиозен. Потому что речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма, от момента его зарождения до конца жизни параллельно с физическими и умственным развитием ребенка и является показанием его общего развития. Языковые способности в целом представляют собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой стороны процесса развития предметной и познавательной деятельности. Ребенок использует речь для того чтобы выразить свои чувства мысли. В процессе общения у ребенка формируется его психика явления окружающего мира усваиваться более осознанно и произвольно.
Однако не всегда благополучным и своевременным бывает проявление речи. Проблема бывает, когда отмечается недостачное обогащение словаря, развития грамматического строя, а так же связной речи у ребенка. Иногда мешает ему просто характерные особенности, такие, как, скованность, стеснительность излишняя заторможенность, гиперактивность, неусидчивость. Так же существует немало и разнообразных нарушений речи. Для своевременного проявления функции речи и полноценной реализации необходимы соответствующие условия, помощь со стороны взрослого.
В условиях реализации ФГОС обучении детей происходит в игре, так как игра составляет основное содержание в жизни ребенка дошкольного возраста. Известный писатель Джони Родар утверждал, что: «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет, правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать, вот, что необходимо ребенку».
В своей работе мы используем различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные.
Основную роль отводим дидактическим, которые подразделяются на: словесные, с игрушками и с предметами. загадки.
Составление речи нам помогают потекши, скороговорки, веселые стишки и песенки. Они содержательны, грамотно дидактически наполнены.
Так же можно использовать хороводные игры с пением, которые способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Проводим игры-драматизации, которые вызывают нравственно-эстетические переживания, так как возникает в игровой обстановке потребность говорить.