Ирина Шлык
Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Бесспорно, важнейшим средством развития речи является общение. Речевое общение ребенка в дошкольном возрасте, осуществляется в разных видах деятельности : в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
И здесь, мы бы хотели представить свой опыт развития речи у дошкольников через элементы театрализации. Так как именно через включение в работу приемов проигрывания сценариев сказок, историй, игр, сюрпризных моментов с элементами театрализации, ребенок начинает осознавать себя, учится понимать и пытается выражать состояние своего внутреннего мира (особенно это важно для детей с ТНР, своих эмоций, умение передавать свои чувства и принимать на себя различные роли, что безусловно важно для речевого развития детей.
Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций.
Безусловно, если говорить об использовании элементов театрализации в работе с детьми, нельзя обойтись без создания специальной развивающей среды.
В нашей работе с детьми мы создаём, и в зависимости от решения тех, или иных задач, расширяем микроклимат для развития и воплощении театрально – речевых способностей воспитанников. Оборудован театральный уголок, произведен подбор сказок, и соответствующие героям сказок игрушки, сказки с героями «Би — ба — бо». Используем настольный, пальчиковый театр, театр картинок, театр масок. Вариантов и видов театров для детей огромное количество, и наверное в каждой группе детского сада мы увидим те или иные его виды и интерпретации.
Далее мы бы хотели остановиться на тех элементах театрализации, как средство развития речи, которые на данный момент, мы используем в своей работе.
Первое на чем мы стали работать, это создание психологического комфорта, снятие психоэмоционального напряжения, создание хорошего настроения у детей. В каждой группе есть дети с ОВЗ, которым свойственны частые перепады настроения, бурное проявление тех или иных чувств. Это может быть связанно с погодными условиями, с нарушением порядка выполнения ребенком действий и т. п. Выход мы нашли в проведении утреннего ритуала встречи и приветствия детей. В данной работе мы используем элемент варежкового театра – Лягушечку. Каждое утро персонаж Лягушечки приветствует детей, ласково обращается к ребенку, и дарит нежные прикосновения. А еще она в игровой форме считает, сколько детей сегодня пришло в группу. Ребята с удовольствием с ней здороваются, повторяют счет, несложные стихи – приветствия. После такого ритуала у детей поднимается настроение, возникают положительные эмоции, испытывают чувство радости. Дети, которых что – то тревожило успокаиваются, настраиваются на пребывание в группе.
Многим из наших ребят бывает очень трудно выражать свои эмоции, несколько детей, к сожалению на данном этапе не могут это сделать. В работе над развитием эмоциональной сферы у детей мы решили использовать элементы пальчикового театра. В результате появилась связанная семья Грибочков. Вариантов игры много:
- у каждого Грибочка может быть своя эмоция, свое настроение. Ребенок выбирает, что ему ближе и Грибок «просит» сделать также, как он;
- может Грибок «попросить» подарить эму то или иное настроение. Ребенок сам показывает эмоцию и дарит ее Грибочку;
- дети от имени грибочков разыгрывают различные сценки, например «Расскажи, какое у тебя настроение», или «Почему ты сегодня грустный», пропевают несложные песенки и т. п. Мы конечно стараемся помогать детям, передавать интонацию, эмоции, принятой роли. Здесь мы работаем над связной речью, над интонационно - эмоциональным строем речи.
Также Грибочки учувствуют в пальчиковых играх, которые также способствуют развитию речи, умению вести диалог, рассказывать, пересказывать. На занятиях Грибочки обозначают проблемную ситуацию; просят приготовить подарок, обыгрывают различные ситуации. Иногда выступают в роли оценивания детских работ или конфликтной ситуации. Таким образом, с помощью включения в различные виды работы элементов пальчикового театра – Грибочки, мы не только учим детей выражать свои эмоции, способствуем развитию монологической и диалогической речи, но и вызываем у детей интерес к познавательной деятельности.
Работаем над развитием речи, используя элементы театрализации, также и на занятиях по ручному труду. Сами занятия по лепке, аппликации, нетрадиционных техник рисования интересны детям, но когда ребенок сталкивается с трудностями (не получается вырезать, в закрашивании и т. п., интерес теряется, ребенок боится выполнять задание. Решать эти трудности нам помогает кукла Лесовичка, каждое занятие разыгрывается небольшое представление с использование этой куклы, в результате чего дети охотно выполняют задание, зная, что Лесовичок им поможет и поддержит.
Важным этапов в нашей работе с детьми с ОВЗ безусловно является развитие речи, ее выразительности. Из традиционных моделей мы также используем заучивание стихотворений с персонажами театра «Би — ба — бо», пальчикового театра. Но для придания новизны, увлекательности, ощущения сказки, мы предложили детям самим создавать игрушки для разыгрывания мини – сценок. Здесь мы не только создаем игрушки на гапите, но и решаем другие проблемы: развиваем моторик рук, активизируем мыслительные процессы, делаем дыхательную и артикуляционную гимнастики, релакс паузы. Мы отметили, что благодаря такому виду работы, заучивание, разыгрывание роли, проходит намного увлекательнее, быстрее, выразительнее.
Как мы уже отмечали ранее, в свою работу мы включаем различные элементы театрализации и виды театра. Например, элементы театра картинок используем на занятии для постановки коротеньких сценок. Очень любят раскладывать театр картинок и при этом комментировать действия персонажей дети, которые предпочитают играть одни. Они полностью погружаются в мир сказки, и самое главное повторяют реплики героев ранее читаемых сказок.
Элементы настольного театра также используется нами в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. Занятия проходят более продуктивно, увлекательнее, когда привносится элемент неожиданности. Например, герои такого театра, двигаются под музыку или вдруг говорят голосами животного в записи.
Театр масок помогает нам в двигательной активности детей. Надевая маску, ребенок быстро входит в образ, представляя себя тем или иным героем, пытается передавать жестами, мимикой, интонацией, репликами особенности выбранного героя. Маски, как элемент театрализации, отличный способ, который мы используем в небольших инсценировках литературных произведений.
Подводя итог, нам хотелось бы отметить, что использование элементов театрализации как средства развития речи, в играх, на занятиях, в свободной деятельности, оказывает неоспоримое влияние на развитие детской речи. С помощью театрализованных занятий мы можем решать практически все задачи программы развития речи.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, и прежде всего учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в свой повседневной жизни при общении с окружающими.