МААМ-картинки

Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности

Ирина Шлык
Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности» размещена в разделах

Бесспорно, важнейшим средством развития речи является общение. Речевое общение ребенка в дошкольном возрасте, осуществляется в разных видах деятельности : в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

И здесь, мы бы хотели представить свой опыт развития речи у дошкольников через элементы театрализации. Так как именно через включение в работу приемов проигрывания сценариев сказок, историй, игр, сюрпризных моментов с элементами театрализации, ребенок начинает осознавать себя, учится понимать и пытается выражать состояние своего внутреннего мира (особенно это важно для детей с ТНР, своих эмоций, умение передавать свои чувства и принимать на себя различные роли, что безусловно важно для речевого развития детей.

Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций.

Безусловно, если говорить об использовании элементов театрализации в работе с детьми, нельзя обойтись без создания специальной развивающей среды.

В нашей работе с детьми мы создаём, и в зависимости от решения тех, или иных задач, расширяем микроклимат для развития и воплощении театрально – речевых способностей воспитанников. Оборудован театральный уголок, произведен подбор сказок, и соответствующие героям сказок игрушки, сказки с героями «Би — ба — бо». Используем настольный, пальчиковый театр, театр картинок, театр масок. Вариантов и видов театров для детей огромное количество, и наверное в каждой группе детского сада мы увидим те или иные его виды и интерпретации.

Далее мы бы хотели остановиться на тех элементах театрализации, как средство развития речи, которые на данный момент, мы используем в своей работе.

Первое на чем мы стали работать, это создание психологического комфорта, снятие психоэмоционального напряжения, создание хорошего настроения у детей. В каждой группе есть дети с ОВЗ, которым свойственны частые перепады настроения, бурное проявление тех или иных чувств. Это может быть связанно с погодными условиями, с нарушением порядка выполнения ребенком действий и т. п. Выход мы нашли в проведении утреннего ритуала встречи и приветствия детей. В данной работе мы используем элемент варежкового театра – Лягушечку. Каждое утро персонаж Лягушечки приветствует детей, ласково обращается к ребенку, и дарит нежные прикосновения. А еще она в игровой форме считает, сколько детей сегодня пришло в группу. Ребята с удовольствием с ней здороваются, повторяют счет, несложные стихи – приветствия. После такого ритуала у детей поднимается настроение, возникают положительные эмоции, испытывают чувство радости. Дети, которых что – то тревожило успокаиваются, настраиваются на пребывание в группе.

Многим из наших ребят бывает очень трудно выражать свои эмоции, несколько детей, к сожалению на данном этапе не могут это сделать. В работе над развитием эмоциональной сферы у детей мы решили использовать элементы пальчикового театра. В результате появилась связанная семья Грибочков. Вариантов игры много:

- у каждого Грибочка может быть своя эмоция, свое настроение. Ребенок выбирает, что ему ближе и Грибок «просит» сделать также, как он;

- может Грибок «попросить» подарить эму то или иное настроение. Ребенок сам показывает эмоцию и дарит ее Грибочку;

- дети от имени грибочков разыгрывают различные сценки, например «Расскажи, какое у тебя настроение», или «Почему ты сегодня грустный», пропевают несложные песенки и т. п. Мы конечно стараемся помогать детям, передавать интонацию, эмоции, принятой роли. Здесь мы работаем над связной речью, над интонационно - эмоциональным строем речи.

Также Грибочки учувствуют в пальчиковых играх, которые также способствуют развитию речи, умению вести диалог, рассказывать, пересказывать. На занятиях Грибочки обозначают проблемную ситуацию; просят приготовить подарок, обыгрывают различные ситуации. Иногда выступают в роли оценивания детских работ или конфликтной ситуации. Таким образом, с помощью включения в различные виды работы элементов пальчикового театра – Грибочки, мы не только учим детей выражать свои эмоции, способствуем развитию монологической и диалогической речи, но и вызываем у детей интерес к познавательной деятельности.

Работаем над развитием речи, используя элементы театрализации, также и на занятиях по ручному труду. Сами занятия по лепке, аппликации, нетрадиционных техник рисования интересны детям, но когда ребенок сталкивается с трудностями (не получается вырезать, в закрашивании и т. п., интерес теряется, ребенок боится выполнять задание. Решать эти трудности нам помогает кукла Лесовичка, каждое занятие разыгрывается небольшое представление с использование этой куклы, в результате чего дети охотно выполняют задание, зная, что Лесовичок им поможет и поддержит.

Важным этапов в нашей работе с детьми с ОВЗ безусловно является развитие речи, ее выразительности. Из традиционных моделей мы также используем заучивание стихотворений с персонажами театра «Би — ба — бо», пальчикового театра. Но для придания новизны, увлекательности, ощущения сказки, мы предложили детям самим создавать игрушки для разыгрывания мини – сценок. Здесь мы не только создаем игрушки на гапите, но и решаем другие проблемы: развиваем моторик рук, активизируем мыслительные процессы, делаем дыхательную и артикуляционную гимнастики, релакс паузы. Мы отметили, что благодаря такому виду работы, заучивание, разыгрывание роли, проходит намного увлекательнее, быстрее, выразительнее.

Как мы уже отмечали ранее, в свою работу мы включаем различные элементы театрализации и виды театра. Например, элементы театра картинок используем на занятии для постановки коротеньких сценок. Очень любят раскладывать театр картинок и при этом комментировать действия персонажей дети, которые предпочитают играть одни. Они полностью погружаются в мир сказки, и самое главное повторяют реплики героев ранее читаемых сказок.

Элементы настольного театра также используется нами в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. Занятия проходят более продуктивно, увлекательнее, когда привносится элемент неожиданности. Например, герои такого театра, двигаются под музыку или вдруг говорят голосами животного в записи.

Театр масок помогает нам в двигательной активности детей. Надевая маску, ребенок быстро входит в образ, представляя себя тем или иным героем, пытается передавать жестами, мимикой, интонацией, репликами особенности выбранного героя. Маски, как элемент театрализации, отличный способ, который мы используем в небольших инсценировках литературных произведений.

Подводя итог, нам хотелось бы отметить, что использование элементов театрализации как средства развития речи, в играх, на занятиях, в свободной деятельности, оказывает неоспоримое влияние на развитие детской речи. С помощью театрализованных занятий мы можем решать практически все задачи программы развития речи.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, и прежде всего учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в свой повседневной жизни при общении с окружающими.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 16:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста через элементы театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шлык (УИ 392092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД