Муженникова Светлана Александровна
Речевое общение в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, познавательной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Публикация «Речевое общение в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе труда (бытовом, в природе, ручном) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками.
В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большое разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.
Полезно общение детей разного возраста. Я заметила, что объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках.
Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Но, следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому, в детском саду к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и точность речевых высказываний; соответствие речи возрасту детей; правильная лексическая, фонетическая, грамматическая речь; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций; неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета.
Развитие свободного общения младших дошкольников предполагает формирование устной речи детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
Развитие у детей компонентов устной речи
В младшей группе специальные занятия по развитию речи являются главными. На этих занятиях ведется работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса ребенка к художественному слову.
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи.
В формировании грамматического строя речи детей большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.
Обучение изменению слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе проводится в специальных играх, которые я провожу в различных видах детской деятельности и на занятиях.
Например, в игре «Чего не стало?» дети упражняются в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. (Не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).
Так, в игре «Прятки», дети упражняются в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около, тем самым они обучаются правильному использованию разных падежных форм. Эта игра помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, дети, находя их, называют правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения.
Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Необходимо задавать вопросы на выделение признаков предмета, которые способствует обогащению сенсорного опыта дошкольников.
Освоение и закрепление в активном словаре названий качеств предметов осуществляется эффективнее, если используется прием сравнения предметов, обладающих разными признаками. Если ребенок затрудняется ответить на какой - либо вопрос, его можно повторить в иной форме — без вопросительного слова, например: «Бумагу режут ножницами?». После этого вопрос можно задать в первоначальном варианте: «Чем режут бумагу?».
В группе мною используются дидактические игры на группировку знакомых предметов: посуды, одежды, мебели, игрушек, овощей. Дети осваивают и учатся использовать в своей речи обобщающие слова, называть конкретные предметы, входящие в группу, и указывать на признак, позволяющий объединить те или иные объекты, разные по названию и внешнему виду: «Не ошибись», «Что лишнее?»