Папки-передвижки

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Мария Артемова
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольном учреждении и семье. Каковы же критерии, определяющие речевую готовность ребенка к школе?

Публикация «Речевая готовность ребенка к обучению в школе» размещена в разделах

1. Сформированность произносительной стороны речи.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит слова и фразы; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

2. Сформированность фонематических процессов.

Ребенок предшкольного возраста имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, т. е. умеет слышать и различать звуки речи, в том числе требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие). Кроме того ребенок владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, определять позицию звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове. Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.

3. Достаточный объем и качество словарного запаса.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи. В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый, пользоваться эпитетами. У детей складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать необходимые синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый, как снег).

4. Сформированность грамматического строя речи.

Важно, насколько ребенок овладел существующими в языке закономерностями словообразования и словоизменения. Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Необходимо умение активно пользоваться этими словами, строить из них предложения, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

В процессе речевого общения дети седьмого года жизни употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений в составе сложного используют различные союзы, иногда в предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания существительных и прилагательных. Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.

5. Владение связной речью.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим. Умение пересказать текст, составить самостоятельное связное высказывание – важный показатель готовности к обучению в школе.

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях, чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, умеет выполнять звуковой анализ слова, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь; строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» «Речевая подготовка детей к школе в семье» Подготовить ребенка к школе – не только приобрести ему школьные принадлежности – портфель, форму,.

Нетрадиционное родительское собрание «Квест-игра «Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ» Нетрадиционное родительское собрание: "Квест игра" Тема: "Готовность ребенка к обучению в школе в рамках ФГОС ДОУ" Цель: ознакомление родителей.

Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе Родительское собрание среди подготовительных групп «Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе» Здравствуйте.

Речевая готовность детей к обучению в школе. Консультация для родителей Цель: Познакомить родителей с основными предпосылками речевой готовности к школьному обучению. Быть готовым к школе – не значит уметь читать.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой готовности ребёнка к школе. Что же такое речь? Речь – это процесс общения, поэтому готовность.

Родительское собрание «Речевая готовность ребенка к школе» Родительское собрание: «Готовность ребенка к школе». Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Одно то, что вы сегодня присутствуете.

Речевая готовность ребенка к школе Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Речевая готовность ребёнка к школе Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Переход от игровой.

Родительское собрание в подготовительной группе «Речевая готовность ребенка к школе» Добрый вечер уважаемые родители! (Сайт 1) Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого.

Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность к школе» Семинар - практикум для родителей «Речевая готовность к школе» Цель : Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая готовность ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 14 июня 2018 в 22:37
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая готовность ребенка к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Мария Артемова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД