Оксана Жолобова
Родительское собрание в подготовительной группе «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер уважаемые родители!
(Сайт 1) Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
(Сайт 2) Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению»? Это прежде всего правильное звукопроизношения, сформированность фонематического восприятия, готовность к анализу и синтезу звукового состава слова, богатый словарный запас, грамматически правильно развитая речь, сформированность связной речи, хорошо развита мелкая моторика рук, что способствует навыкам письма. Важно, чтобы ребёнок видел клетку и умел ориентироваться на листе бумаги и на тетрадном листе.
(Слайд 3) У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков. Речь ребёнка должны понимать все окружающие его люди.
(Слайд 4) Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж, С-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, З-Ж, Щ-СЬ, Р-Л, ЛЬ-Й и другие.
И если ребёнку звуки на слух кажутся одинаковыми, то будут затруднения при письме.
Необходимо дать представления о звуках:
- звуки делятся на гласные и согласные;
- согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Также ребё нку необходимо дать представление о том:
- что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;
- что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.
Нужно учить:
- анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);
- делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, давайте поиграем в игры, которые помогут в подготовке к школе.
(Слайд 5) Игра «Покажи картинку» (описание игр)
(Слайд 6) Игра «Хлопни в ладоши», «Повтори»
(Слайд 7) Игра «Разложи картинки» проводится с родителями. Назовите картинки. Разложите по звукам.
(Слайд 8) Игра «Наличие звука в слове» проводится с родителями
Назовите транспорт,
который начинаются со звука [Т (трамвай, такси, троллейбус, самолёт)
в которых есть звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси)
в которых есть звук [С] (автобус, троллейбус, самолёт).
Мы называем звуки, а не произносим буквы: ТЭ, КА, ЭЛЬ, ЭМ
(Слайд 9) Игра «Определи место звука в слове» проводится с родителями.
(Слайд 10) Звуковой анализ. Игра «Раскрась звук нужным цветом» проводится с родителями.
(Слайд 11) Игра «Раздели слова на слоги» проводится с родителями.
(Слайд 12) Игра «Раздели слова на слоги» проводится с родителями.
(Слайд 13) Уметь устанавливать последовательность звуков в слове.
Игра «Последовательность звуков в слове» проводится с родителями.
(Слайд 14) Игра «Ребусы» проводится с родителями.
(Слайд 15) Предложение, слово, слог, звук (Объяснение слайда)
(Слайд 16) Ещё один параметр речевой готовности, как я уже говорила, соответствие словарного запаса возрастной норме.
Ребё нок должен уметь:
- обобщать предметы по группам : овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…; - подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное);
(Слайд 17) - правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван - мебель, подберезовик-гриб, фикус — комнатное растение, учитель — профессия)
- подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать);
- подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться).
(Слайд 18) - уметь выделять четвертый лишний предмет: стол, стул, диван- мебель, чашка - посуда.
(Слайд 19) Понимать и называть родственные, похожие слова: Снег — снегопад, снежинки, снеговик, снегирь, Снегурочка, снегоход. Подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится); - подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время);
(Слайд 20) В этом возрасте дети осмысливают и понимают слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).
(Слайд 21) Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания и формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве.
(Слайд 22) Поиграйте с ребёнком в игру «Один — много» (образование множественного числа существительных) : трамвай – трамваи, труба, трубы,, конь – кони, дракон – драконы и т. д.)
(Слайд 23) Спросите о разновидности предметов: стол обеденный, компьютерный, журнальный, письменный, кухонный стол.
Спросите «Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….
Должны знать согласование существительных с числительными.
Попросите «Сосчитай от 1 до 10» Один стол, два. три стола, а пять столов….
(Слайд 24) Сформированность связной речи - это
- умение вести беседу со сверстниками и взрослыми;
- отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом;
- умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл.
Ребёнок к 7 годам располагает определённым запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомлённость о явлениях природы, о животном и растительном мире, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.
(Слайд 25) Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки не позволяют ученику выработать хороший подчерк, выдержать длительное напряжение мышц руки в процессе письма, успевать за темпом работы класса. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции в целом. Подготовить руку к письму помогут пальчиковые упражнения и графические навыки: различные дорожки, штриховки, узоры.
(Слайд 26) И в заключении хотелось бы описать портрет идеального первоклассника (родителям предлагается взять листик и прочитать «показатели первоклассника»
(Слайд 27) Спасибо за внимание