Татьяна Кириллова
Консультация «Готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что значат слова «готов ли ребёнок к школе?»
Сегодня мы поговорим о некоторых готовностях к школе.
1. Мотивационная готовность.
Это значит, что у ребёнка, прежде всего должно быть желание пойти в школу и желание учиться. Ребенку побыстрее хочется пойти в школу, потому что ему купят портфель, пенал, да потому что и сверстники идут в школу. Всё это привлекает ребёнка.
Публикация «Консультация „Готовность детей к школе“» размещена в разделах
Но, главное что он должен осознать, что ему нужно будет обязательно учить уроки, их нужно учить, хочет он этого или нет, иногда будет жертвовать игрой, прогулкой или каким-то другим его любимым делом.
Задача родителей: Помочь сформировать именно это стремление ребёнка стать школьником : выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности. Как?
Ответ: довести до сознания ребёнка понятие, что в школе – хорошо, он там многому научиться, тогда ребёнок пойдёт в школу с уверенностью, ему там будет комфортно.
Никогда не говорите при ребёнке плохо о школе, д/саде, об учителе, воспитателе.
Вывод: значит, мотивационная готовность ребёнка развивается постепенно, а у нас ещё есть время для её развития.
2. Интеллектуальная готовность.
Нужно ли уметь читать?
При подготовке детей к школе, огромную роль играет мыслительная деятельность ребёнка. Поэтому, на всех занятиях, которые предусмотрены в блоках деятельности, составленные соответственно возрасту детей, предусмотренные в режимном процессе 6-7 летнего возраста детей - учим детей мыслить с помощью технологий ТРИЗ, РТВ: с применением символов, знаков, графических изображений, закрепляя все знания игрой.
Например, «Расскажи о фрукте (любом предмете) по схеме», «Составь рассказ по картинке по плану, предложенному воспитателем», «Изобрази героев сказки», «Что лишнее?» и т. д.
Например, в нашем ДОУ детям нравится играть в игру «Я знаю!» на все пройденные темы по классификации предметов, выполняя пальчиковую гимнастику, с речевой деятельностью, закрепляя прямой счёт в пределах 5 - 10, что занимает важное место в развитии интеллектуальной деятельности ребёнка дошкольника в период подготовки к школе а также происходит развитие мелкой моторики пальцев рук, что влияет на успешное развитие речи детей.
В подготовительной к школе группе дети вместе с родителями участвуют в конкурсе «Моделирование цифр» для лучшего запоминания цифр, превращая цифры в какие-либо предметы: например: цифру «2» в лебедя, «4» в перевёрнутый стул, «7» в косу, «8» в очки, при этом, про каждую цифру учат стихотворения. Выполняя такое задание, у детей развивается образное мышление, фантазия, творчество. Аналогичную работу можно провести моделированием букв. С помощью определённых символов, дети учатся читать.
После таких заданий у детей появляется интерес к ребусам, буквариусам…
Вывод: у детей проходит развитие мыслительной деятельности, тем самым и развитие логического мышления, что очень важно для поступления в школу.
3. Волевая готовность.
Умеет ли ребёнок слушать?
Эта готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Суть волевой готовности заключается в том, чтобы ребёнок мог слушать взрослого и вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы, уважаемые родители, можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники, по образцу (что мы и делаем, а затем под диктовку (что можно поупражняться дома). Можно также попросить ребёнка подчеркнуть или вычеркнуть определённую букву или цифру, или геометрическую фигуру.
Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, часто отвлекается, забывает последовательность фигур, что-то чертит в тетради с заданием, вы можете облегчить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать одну или две строчки. В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том случае, если ребёнок так и не может сосредоточиться, волевая готовность вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, нужно учить ребёнка слушать ваши слова. Если ваш ребёнок справился с этим заданием, значит у него волевая готовность в норме.
Но ещё нам надо проверить сенсорную и двигательную готовность наших детей.
4. Сенсорная и двигательная готовность.
Слышит ли рука, глаз?
Двигательное развитие часто рассматривается, как одна из составляющих физической готовности ребёнка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. Но очень важно в этом возрасте обратить внимание не на отдельные движения рук и глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно- двигательную координацию.
Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как-бы слышали ту информацию, которую им даёт глаз.
Как же научить этому своего ребёнка?
Прежде всего, нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно- двигательной координации важно дать ребёнку образец, который он должен копировать.
Становится ясным и то, что задания эти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребёнка теперь они не представят сложности.