Елена Ботникова
Речь и мелкая моторика
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. [1]
Публикация «Речь и мелкая моторика» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Поэтому в дошкольном учреждении педагоги прилагают все усилия, чтобы научить ребенка хорошо говорить, кроме занятий развития речи в программу включены занятия по рисованию, лепке, аппликации. Казалось бы, какая связь между развитием речи и лепкой, все дело в том, что за развитие речи отвечает мелкая моторика рук. Развивать которую мы можем при помощи лепки, аппликации, рисования, мы сразу получаем двойной результат, прививаем ребенку художественно – эстетический вкус и развиваем мелкую моторику рук.
В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки программ вне учебной деятельности, такой программой я посчитала внедрение в детском саду занятий по тестопластике. Тестопластика, возникла у нас еще со времен древних инков, которые лепили из теста фигурки людей и животных и приносили их в жертву своих богам. В 19 веке в Германии ёлка была главным символом рождества и бедные люди для её украшения лепили игрушки из соленого теста, а чтобы их не поедали грызуны, в тесто добавляли много соли, вот так и возникла история солёного теста.
Возникает вопрос, почему тестопластика? Все очень просто, тестопластика является осязаемым видом творчества, так как ребенок не только видит, что он создал, он берет в руки свои поделки, трогает их, при желании может, что- то поменять.
Тесто является доступным сырьем, экологически чистым, легко отмывается, с готовым изделием можно играть, если покрыть его лаком, оно будет долговечно служить нам.
Главным инструментом в работе является его рука.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, стараться все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария. [2].
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе : много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.
Литература.
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
2. Данилова Е. «Пальчиковые игры» серия раннее развитие. Росмэн – пресс. 2007.