Получи документы

Познание и речь

Ирина Владимировна Пуляевская
Познание и речь
▼ Скачать + Заказать документы

Речь и познание

Речь и познание неразрывно связаны между собой. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка, оказывающих большое влияние на формирование его личности, волевые качества, характер, взгляды, возможность полноценного познания окружающего мира. Можно сказать, что речь - визитная карточка человека. Невозможно встретить ребенка с нарушением интеллекта, при этом владеющего грамотной речью и связным, логически выстроенным высказыванием.

Публикация «Познание и речь» размещена в разделах

В настоящее время много детей уже в раннем возрасте значительно отстают от сверстников в овладении речевыми навыками. В раннем возрасте воспитателям стоит обратить внимание не на правильное произношение звуков и грамматическое оформление фразы, а на состояние словарного запаса воспитанников. Нередко случается, что педагог при знакомстве с малышами понимает, что речь ребенка резко отстает от возрастных нормативов - вместо слов, фраз и предложений такой ребенок может произносить отдельные звукокомплексы, эмоциональные восклицания. Как правило, такие дети не могут, не умеют регулировать свое поведение, не могут общаться со взрослыми и сверстниками. У них часто могут наблюдаться приступы плача, агрессии, беспокойное поведение.

Вот они вечные истины эти-

Поздно увидели, поздно смогли.

Очень бывает трудно детям.

Просто им вовремя не помогли!

Задача педагогов в данной ситуации - помочь родителям, подсказать, направить, прежде всего, к специалистам и врачам. И в лечении, и в логопедической коррекции важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития невозможно будет уменьшить или обратить. Со временем, без оказания квалифицированной помощи такие дети могут превратиться в глубоко умственно отсталых детей. «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь)часто не развиваются нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку развитие мозга оказывается уже на другом этапе, и невозможно развитие и воспроизведение предшествующих стадий развития»-утверждает профессор, доктор медицинских наук, сотрудник эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова Харченко.

К таким детям, прежде всего, необходимо проявлять сострадание, милосердие и сочувствие. В работе с ними применяйте дифференцированный подход. Говорите четко, внятно, выразительно, проговаривая каждое слово. Избегайте длинных фраз. Не говорите в пустоту, смотрите ему прямо в глаза, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Усаживаете ли Вы его за стол, или одеваете на прогулку – сопровождайте свои действия словами. Приветствуйте любой его ответ- жест, взгляд, лепет. Не забывайте о играх, направленных на развитие мелкой моторики. Будьте терпеливы и снисходительны.

Любой вид деятельности, любые знания которые ребенок усваивает в повседневной жизни, на занятиях в детском саду сопровождается и отражается в его речи. Учим ли мы ребенка созерцать предметы и явления, выделять признаки предметов и явлений в окружающем мире и природе, развиваем ли мы его исследовательскую и продуктивную деятельность -мы развиваем речь детей.

Познавательно-речевые игры для дошкольников

Детям дошкольного возраста важно преподнести развивающий речевой материал в доступной, увлекательной, интересной форме,но и продумать ход речевой активности детей, те знания, которые получит ребенок.

Утро радостных встреч

Каждое утро ребенок заходит в группу и для него начинается новый, самый настоящий рабочий день. Он постоянно открывает для себя новое. Начните этот день с доброй традиции. Все вместе встают в круг и говорят друг другу пожелания на текущий день. обсуждают день прошедший. Таким образом развивается речь детей

Инсценирование

Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико-грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно задействовать несколько человек, а можно и всю группу, если проводить игру по кругу. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.

Например, занятие по теме «Хлеб».Педагог определяет круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, и выбирает детей, играющих ту или иную роль:

1 ребенок-тракторист;

2 ребенок-комбайнер;

3 ребенок-мельник;

4 ребенок-пекарь;

5 ребенок-водитель;

6 ребенок-продавец;

7 ребенок-покупатель.

Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продолжают описывать, как из зерна получается булка хлеба.

Метод «Хорошо – плохо»

Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (вредные и полезные стороны). Рассмотрим какой-нибудь предмет и ли явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна» : идет дождь…

Хорошо:

-растения будут хорошо расти…

-по лужам можно пускать кораблики…

-не будет пыли, дома и улицы будут чистые…

Плохо:

-нельзя гулять на улице;

-можно промокнуть и заболеть;

(дети дают свои ответы)

Игровые приемы

***

Воспитатель вносит в группу картину «Кошка» и начинает рассказывать детям, что это кошка. Она домашнее животное, потому что живет дома, она приносит пользу людям. Или по –другому. «Кошка-это серенькая шубка, которая умеет мяукать, лазить по деревьям и ловить мышей и собак» -говорит воспитатель. Дети смеются, взрослый спрашивает, почему они засмеялись. И вот тут дети начинают сравнивать, доказывать, объяснять. Взрослый только направляет, подсказывает, объясняет, соглашается. Познание нового происходит через дискуссию, сопровождается активной речевой деятельностью детей. Именно когда ребенок сам сделает выводы, докажет- он лучше узнает и запомнит новый материал. Участие и интерес - основные составляющие того, насколько ребенок усвоит какой-либо материал.

***

Пропуск члена ассоциативной цепочки.

Выстраиваем с детьми ассоциативный ряд «солнышко- блин-сковорода-кухня» -что можно про них придумать. Уберем «кухню». Что же можно теперь придумать смешное? Солнышко испекло блин на сковороде. Смешно. Так не бывает. А нужно, чтобы казалось, что бывает. Уберем «сковороду».Солнышко похоже на блин. Оно круглое, горячее, желтое как блинчик. Оставим солнышко и кухню. Что можно придумать? Солнце заглянуло в кухонное окно. Стало светло. А если оно спрячется за тучу, то снова будет темно. Поговорили с детьми о солнце. Посмотрели на него с разных сторон. Познание нового активно сопровождается речевой деятельностью ребенка.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов дошкольного учреждения «Связная речь и познание мира» ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА" Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме.

Игры, развивающие речь дошкольника ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Федирко Эльвира Ивановна, учитель – логопед, МАДОУ «Детский сад №45 «Улыбка» Успешность обучения в школе.

Консультация для родителей «Речь ребёнка 6–7 лет» Речь ребенка 6-7 лет Консультация для родителей Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь еще отстает от.

Папка — передвижка «Развиваем речь»Папка — передвижка «Развиваем речь» "Развитие речи детей в домашних условиях" Семейный опыт. Любим с папой мы читать, много нового узнавать. Чтобы очень умной стать,.

Рука развивает речь «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче.

Развиваем речь малышей Опыт по развитию речи с детьми раннего возраста Воспитателя группы №2 Ильиной В. И. Я работаю с детьми раннего возраста более 40 лет. В.

Развивая руки, развиваем речь «Развивая руки, развиваем речь» (отчет с семинара-практикума) Одна из целей ФГОС ДО - повышение социального статуса дошкольного образования,.

Речь родителей на последний звонок Речь родителей на последний звонок. Дорогие наши друзья, наши учителя и педагоги, отцы и матери, а так же дорогие наши выпускники! Как.

Школа для родителей «Речь и моторика» Цель: Показать родителям взаимосвязь развития речи и мелкой моторики. Познакомить с приемами и методами ее развития. Речь – это исторически.

Воспитание правильной речи у детей. Консультация для родителей Воспитание правильной речи – одна из важнейших задач работников детских садов и родителей. [/i] Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познание и речь
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 12:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познание и речь» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Владимировна Пуляевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД