Ирина Владимировна Пуляевская
Познание и речь
▼ Скачать + Заказать документы
Речь и познание
Речь и познание неразрывно связаны между собой. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка, оказывающих большое влияние на формирование его личности, волевые качества, характер, взгляды, возможность полноценного познания окружающего мира. Можно сказать, что речь - визитная карточка человека. Невозможно встретить ребенка с нарушением интеллекта, при этом владеющего грамотной речью и связным, логически выстроенным высказыванием.
Публикация «Познание и речь» размещена в разделах
В настоящее время много детей уже в раннем возрасте значительно отстают от сверстников в овладении речевыми навыками. В раннем возрасте воспитателям стоит обратить внимание не на правильное произношение звуков и грамматическое оформление фразы, а на состояние словарного запаса воспитанников. Нередко случается, что педагог при знакомстве с малышами понимает, что речь ребенка резко отстает от возрастных нормативов - вместо слов, фраз и предложений такой ребенок может произносить отдельные звукокомплексы, эмоциональные восклицания. Как правило, такие дети не могут, не умеют регулировать свое поведение, не могут общаться со взрослыми и сверстниками. У них часто могут наблюдаться приступы плача, агрессии, беспокойное поведение.
Вот они вечные истины эти-
Поздно увидели, поздно смогли.
Очень бывает трудно детям.
Просто им вовремя не помогли!
Задача педагогов в данной ситуации - помочь родителям, подсказать, направить, прежде всего, к специалистам и врачам. И в лечении, и в логопедической коррекции важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития невозможно будет уменьшить или обратить. Со временем, без оказания квалифицированной помощи такие дети могут превратиться в глубоко умственно отсталых детей. «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь)часто не развиваются нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку развитие мозга оказывается уже на другом этапе, и невозможно развитие и воспроизведение предшествующих стадий развития»-утверждает профессор, доктор медицинских наук, сотрудник эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова Харченко.
К таким детям, прежде всего, необходимо проявлять сострадание, милосердие и сочувствие. В работе с ними применяйте дифференцированный подход. Говорите четко, внятно, выразительно, проговаривая каждое слово. Избегайте длинных фраз. Не говорите в пустоту, смотрите ему прямо в глаза, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Усаживаете ли Вы его за стол, или одеваете на прогулку – сопровождайте свои действия словами. Приветствуйте любой его ответ- жест, взгляд, лепет. Не забывайте о играх, направленных на развитие мелкой моторики. Будьте терпеливы и снисходительны.
Любой вид деятельности, любые знания которые ребенок усваивает в повседневной жизни, на занятиях в детском саду сопровождается и отражается в его речи. Учим ли мы ребенка созерцать предметы и явления, выделять признаки предметов и явлений в окружающем мире и природе, развиваем ли мы его исследовательскую и продуктивную деятельность -мы развиваем речь детей.
Познавательно-речевые игры для дошкольников
Детям дошкольного возраста важно преподнести развивающий речевой материал в доступной, увлекательной, интересной форме,но и продумать ход речевой активности детей, те знания, которые получит ребенок.
Утро радостных встреч
Каждое утро ребенок заходит в группу и для него начинается новый, самый настоящий рабочий день. Он постоянно открывает для себя новое. Начните этот день с доброй традиции. Все вместе встают в круг и говорят друг другу пожелания на текущий день. обсуждают день прошедший. Таким образом развивается речь детей
Инсценирование
Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико-грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно задействовать несколько человек, а можно и всю группу, если проводить игру по кругу. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.
Например, занятие по теме «Хлеб».Педагог определяет круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, и выбирает детей, играющих ту или иную роль:
1 ребенок-тракторист;
2 ребенок-комбайнер;
3 ребенок-мельник;
4 ребенок-пекарь;
5 ребенок-водитель;
6 ребенок-продавец;
7 ребенок-покупатель.
Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продолжают описывать, как из зерна получается булка хлеба.
Метод «Хорошо – плохо»
Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (вредные и полезные стороны). Рассмотрим какой-нибудь предмет и ли явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.
Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна» : идет дождь…
Хорошо:
-растения будут хорошо расти…
-по лужам можно пускать кораблики…
-не будет пыли, дома и улицы будут чистые…
Плохо:
-нельзя гулять на улице;
-можно промокнуть и заболеть;
(дети дают свои ответы)
Игровые приемы
***
Воспитатель вносит в группу картину «Кошка» и начинает рассказывать детям, что это кошка. Она домашнее животное, потому что живет дома, она приносит пользу людям. Или по –другому. «Кошка-это серенькая шубка, которая умеет мяукать, лазить по деревьям и ловить мышей и собак» -говорит воспитатель. Дети смеются, взрослый спрашивает, почему они засмеялись. И вот тут дети начинают сравнивать, доказывать, объяснять. Взрослый только направляет, подсказывает, объясняет, соглашается. Познание нового происходит через дискуссию, сопровождается активной речевой деятельностью детей. Именно когда ребенок сам сделает выводы, докажет- он лучше узнает и запомнит новый материал. Участие и интерес - основные составляющие того, насколько ребенок усвоит какой-либо материал.
***
Пропуск члена ассоциативной цепочки.
Выстраиваем с детьми ассоциативный ряд «солнышко- блин-сковорода-кухня» -что можно про них придумать. Уберем «кухню». Что же можно теперь придумать смешное? Солнышко испекло блин на сковороде. Смешно. Так не бывает. А нужно, чтобы казалось, что бывает. Уберем «сковороду».Солнышко похоже на блин. Оно круглое, горячее, желтое как блинчик. Оставим солнышко и кухню. Что можно придумать? Солнце заглянуло в кухонное окно. Стало светло. А если оно спрячется за тучу, то снова будет темно. Поговорили с детьми о солнце. Посмотрели на него с разных сторон. Познание нового активно сопровождается речевой деятельностью ребенка.