Анна Быковская
Школа для родителей «Речь и моторика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать родителям взаимосвязь развития речи и мелкой моторики. Познакомить с приемами и методами ее развития.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения посредством языка. Мы все общаемся между друг другом. Это могут быть жесты, письменная речь (в виде смс, писем, электронной почты и т. д.). Но большую часть времени мы все же для общения используем речь.
Речь бывает устная и письменная; сенсорная и моторная.
Публикация «Школа для родителей „Речь и моторика“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Сенсорная – это понимания того, что говорят другие. Моторная – произнесение звуков речи самим человеком.
Мы часто слышим от знакомых или не знакомых людей, встречаем в печатных источниках, что для развития речи ребёнка нужно развивать моторику. Но не всегда объясняют, почему и что это такое.
Моторика – (лат. motor приводящий в движение) двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; термин применяют чаще к движениям, обусловленным сокращением гладкой мышечной ткани стенок полых органов.
Она делится на мелкую и общую.
Мелкая – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками по средством скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы.
Общая – это разнообразные движения рук, ног, тела, т. е. по сути, любая физическая активность человека, связанная с перемещение тела в пространстве, и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Все знают, что за все наши движения, мысли, действия, работу органов и т. д. отвечает головной мозг. Он подает различные сигналы, побуждающие к действию, работе частей тела.
Существуют в головном мозге две речевые зоны: Брока – речевая моторная зона; Вернике – понимание речи.
У. Пенфилд – канадский нейрохирург вел большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга. Он установил, что речевые зоны Брока и Вернике расположены очень близко от моторных зон. Тем самым развивая мелкую моторику, мы стимулируем речевые зоны, развивая речь.
Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность. По насыщенности акупункурными зонами кисть не уступает стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Развитие мелкой моторики способствуют: массаж, пальчиковая гимнастика, лепка, плетение, различные игры шнуровки, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, работа со счетными палочками.
При работе по развитию мелкой моторики, следует соблюдать правила:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более легких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
5. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи.
6. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
7. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно
А) Сжимание и разжимание кулачков
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят
Б) Напряжение и расслабление пальцев.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмём.
В) Растягивание пальцев
Средний палец - самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.
Г) Сжимание края парты пальчиками
Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней.
Д) Массаж пальчиков
Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – мама
Этот пальчик - папа
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья
Е) Упражнения для кистей рук
Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!
Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладошки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.