Елена
Консультация «Ребенок с задержкой речевого развития не говорит совсем, как заниматься с ним дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это инструмент общения. Сама по себе речь не ценность. Она нужна для того, чтобы один человек мог сообщить какую-то информацию другому. Поделиться радостью, эмоциями, знанием, рассказать о своих чувствах или о каких-то событиях и т. д.
А теперь представьте маленького ребенка, которому говорить сложно, даже на физическом уровне, поскольку эта деятельность для него новая. И если просто требовать от него этих усилий – ничего не получиться.
Ему будет скучно либо не комфортно на занятиях. И эффект от таких занятий будет нулевой либо с отрицательным знаком. Малыш всей своей душой станет ненавидеть такие занятия или избегать речи.
Публикация «Консультация „Ребенок с задержкой речевого развития не говорит совсем, как заниматься с ним дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как преодолеть трудности в занятиях по развитию речи?
Нужна его внутренняя мотивация. Чтобы он сам хотел осваивать этот способ общения и прилагал серьезные усилия на занятиях. Чтобы занятия и общение стали для него игрой, интересной и увлекательной.
Как преодолеть трудности в занятиях по развитию речи?
Нужна его внутренняя мотивация. Чтобы он сам хотел осваивать этот способ общения и прилагал серьезные усилия на занятиях. Чтобы занятия и общение стали для него игрой, интересной и увлекательной.
Как создать и удержать контакт длительное время?
Чтобы создать и удержать контакт нужно следовать за ребенком в его деятельности, в его игре. Не важно, чем он занимается, вы можете разделить его интересы в полной мере. Сесть рядом с ним и понаблюдать, что он делает. Подождать инициативы от него – когда повернется к вам, либо придвинет игрушку, либо обратиться к вам словом, звуком, жестом, действием (например касанием).
Задача при увеличении времени контакта в игре переходить от мимики и жестов к игре с предметами или действиями.
Вот некоторые виды игр, которые позволяют установить контакт на первоначальном этапе. Это список далеко не окончательный, но поскольку он составлен из опыта других родителей, высока вероятность что и в вашем случае он сработает:
* Обниматься, целоваться и нежиться
* Надувать мыльные пузыри
* Подкидывания и катания на одеяле
* Преодоление препятствий, лазить и скакать через подушки и диван
* Догонялки, совместный бег, я тебя сейчас поймаю
* Перетягивание веревки
* Прыжки на большом фитболе
* Кинетический песок
* Рисование на красками или кремом
* Сенсорные игры
Если это результат достигнут – большую часть занятия вы можете провести в игре со своим ребенком, и эти игры его увлекают, он включается в общение с вами, то можно переходить к следующему этапу – к пониманию речи. Если же контакт срывается, то к следующему этапу переходить рано, нужно вернуться на шаг назад. Снова начать работу по созданию и удержанию контакта.
Контакт установлен. Что дальше?
Для установления и поддержания контакта вам нужно пройти три этапа:
- следовать за ребенком
- дождаться инициативы либо повторять его действия
- удержать контакт и увеличивать длительность совместной игры во времени
Настройтесь на длительную работу, все это потребует массу вашего времени и сил, но результат того стоит. И он обязательно будет, если вы подойдете к работе системно и целеустремленно.
После установления контакта следует шаг – понимание речи. А понимание речи следующий шаг к взаимопониманию, способности удерживать интерес на каком-то одном объекте и умении быть в контакте внутри этого интереса.
Я бы выделила три шага по развитию понимания речи:
- Желание общаться через совместные игры.
- Использование жестов мимики и речи, это ваши помощники в развитии понимания речи.
- Игры с предметами
Для развития понимания речи, важно пройти первый этап – установить контакт, и уметь его удерживать. Без освоения первого этапа вы не сможете пройти второй. Ребенку просто будет не интересно с вами и он уйдет.
Если контакт кратковременный и часто обрывается, то есть ребенок расстраивается, уходит. Бывает и так. Тогда нужно сделать еще одну попытку, помните каждая следующая попытка продвигает вас вперед к появлению речи вашего ребенка.
Понимание речи начинается с желания общаться в совместных играх. Когда такое желание есть, можно переходить ко второму шагу – использование жестов и мимики.
Желание общаться, использование жестов и мимики нужны для перехода к предметным играм, сенсорным играм, совместным играм с ребенком. Главный критерий успеха на данном этапе — выполнение ваших просьб и желание играть с вами в игры с предметами. Продолжительность игр вначале не так важна, со временем она возрастет.
Ниже представлены некоторые игры помогающие улучшить понимание речи:
* массаж и щекотки;
* раз,два,три побежали! Догоняшки;
* полоса препятствий из подручных материалов;
* строим дом из стульев, стола и одеяла;
* кегли;
* игры в ванной;
* перекидывание мячей и воздушных шариков;
* игры с предметами;
* совместный просмотр мультиков, чтение книг и игры с игрушками;
* танцы;
Почему так много сенсорных игр? В играх важна динамика, важны движения, которые развивают координацию, проприоцептивную сферу, способствуют общению.