Людмила Макарова
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами при общении. Понимают некоторые инструкции. Отказываются повторять слова за взрослыми. Я предлагаю ребёнку выполнить несколько заданий, чтобы понять: «В чем же причина подобного поведения малыша».
Родители наблюдают за действиями ребёнка. Я сажаю ребенка за стол и предлагаю простые упражнения на концентрацию внимания:
Темочки:
1. Прячу игрушки под стаканчиками. Прошу ребенка подвинуть стакан к себе. Потрясти его. Убедиться, что под стаканом что-то есть. Перевернуть стакан, отставить его в сторону. Достать игрушку, рассмотреть ее. Положить обратно в стакан.
2. Прошу ребенка последовательно доставать из мешка по одной геометрической фигуре. Строить башни из одинаковых геометрических фигур.
3. Раскладываю кубики по кабинету и прошу ребенка поставить животное на каждый кубик.
Сначала каждое упражнение делается руками ребенка и сопровождается проговариванием инструкций: «Подвинь», «Потряси», «Переверни» и т. д. Потом я предлагаю ребенку выполнить задание самостоятельно.
Для родителей это удивительно, что ребёнок не справляется с заданиями.
1. Дети не умеют соблюдать последовательность действий. Движения руками хаотичные. Стаканчики падают на пол. Нарушена зрительно-моторная координация. Глаза и рука работают отдельно друг от друга. Ребенок не смотрит в сторону нужного предмета. Действует на ощупь;
2. Не интересуются игрушкой. Внимание ребенка сконцентрировано на каком-либо действии. Если ребенок не знает, что делать с предметом — он бросает его;
3. Не понимают разницу в количестве предметов (один-много). Пытается достать из мешка несколько геометрических фигур;
4. Не умеют сравнивать предметы. Не переводят взгляд с одного предмета на другой. Часто взгляд у ребенка непроизвольно падает только в центр стола. Фигуры, расположенные справа и слева он не видит.
5. Не классифицируют предметы по форме. Часто дети понимают, что нужно положить один предмет на другой. Концентрируются на этом действии. Не обращают внимание, что предметы различаются по форме;
6. Не ориентируются в пространстве. Не пытаются найти пустой кубик взглядом. Хаотично перемещаются по кабинету;
7. Не понимают, как выполнить то или иное действие. Чтобы поставить игрушку на кубик, необходимо присесть или нагнуться. Дети же пытаются ее бросить.
8. Внимание детей быстро истощается. Дети начинают баловаться и разбрасывать игрушки.
Как проблемы с концентрацией внимания связаны с речью?
1. Речевая деятельность опирается на оптические образы и символы предметов, представление о количестве, времени и пространстве.
Узнавание предметов базируется на ощущениях (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных). Когда маленький ребенок трогает игрушку; слушает, с каким звуком она падает на пол — в голове у ребёнка формируются ассоциативные связи. Ребенок учится анализировать информацию об окружающем его мире. Накапливается опыт. Впоследствии, именно этот опыт позволит ребенку оречевить свои действия, желания и понять причинно-следственные связи.
2. Для того, чтобы манипулировать предметами, требуется внимание:
Сенсорное внимание — ребенок анализирует, чем один предмет отличается от другого. Накапливает сенсорный опыт — обращает внимание на цвет, форму, величину, текстуру, вкус, запах.
Двигательное внимание — осознание и регуляция движений. Ребенок берет предмет рукой, ориентируюсь на его форму. Совершая различные манипуляции с предметом, запоминает, как работают мышцы руки и всего тела.
Эмоциональное внимание — связано с прочностью запоминания события или действия.
Активность внимания напрямую связана с оречевлением деятельности.
3. Для того, чтобы повторить слово или фразу, ребенок должен внимательно слушать. Слуховое восприятие — процесс, организованный во времени.
Часто ли у ребенка хватает терпения дослушать слово до конца?
Для того, чтобы произнести слово, требуется совершить серию отдельных движений. Пользуясь речью для общения с окружающими, ребенок учится переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Чем больше практики, тем внятнее получается речь.