Приложение МААМ

Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?

Елена Вдовина
Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?
▼ Скачать + Заказать документы

Вы стали замечать, что у вашего ребенка появились трудности в произношении звуков и слогов, с которыми раньше не было никаких проблем? Малыш стал использовать слова, не имеющие отношения к разговору? Высказываясь, он волнуется, краснеет, сжимает кулачки, переступает с ноги на ногу, заикается? С этим нужно бороться. Однако для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, что представляет собой заикание и разобраться в причинах его возникновения.

Что такое заикание?

Публикация «Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?» размещена в разделах

Под заиканием понимается нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание особенно мучительно тем, что речь становится как бы неподвластной человеку и может неожиданно отказать ему в самый неподходящий момент. Это приводит к появлению у многих заикающихся тяжелых психических переживаний, чувства собственной неполноценности, что значительно ограничивает их в жизни, в выборе профессии.

Виды заикания.

Существует три вида заикания :

1. Клонический вид заикания (повторяющий) – когда ребенок повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.

2. Тонический вид заикания — ребенок не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».

3. Клонико - тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.

Так почему возникает заикание?

Основная причина заикания у детей – это задержка развития речевого центра!

В нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, из-за этого дети и заикаются.

Причины заикания делятся на :

физиологические;

психологические;

социальные.

Физиологические причины. К причинам физиологического характера относят заболевания нервной системы, последствия тяжело протекающей беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. Иногда проблемы с речью связаны с заболеваниями артикуляционных органов (носа, глотки, гортани) или появляются в результате истощения нервной системы после перенесенного рахита, тифа, коклюша, кори. Внешне дети часто выглядят здоровыми и умными.

Психологические причины. Своего рода пусковым механизмом служат внешние раздражители, такие как испуг, тяжелые эмоциональные переживания, конфликтные ситуации. Очень часто заикание связывают с испугом. Наезд автомашины, пожар, нападение животного, утопление, громкий окрик и даже сказка про страшную Бабу-Ягу могут спровоцировать появление сбоев в речи малыша. Быть или не быть заиканию в этом случае зависит от состояния нервной системы и силы внешнего раздражителя.

Социальные причины. Помимо физиологических и психологических причин существуют причины социальные, которые способны вызвать нарушение речи даже у детей со здоровой и крепкой нервной системой. Если родители слишком мало времени уделяли формированию речевой деятельности ребенка, он может начать заикаться.

Иногда причиной расстройств речи становится излишняя строгость родителей в отношении своего чада. А если среди окружения малыша есть заикающийся человек, кроха может начать подражать, копируя говор со всеми присутствующими в нем недостатками. Некоторые дети становятся заиками на всю жизнь в результате переучивания из левши в правшу. Заикание, вызванное психологическими или социальными причинами, называется невротическим заиканием или логоневрозом.

Ребенок начал заикаться, что делать?

В борьбе с заиканием основным принципом является правило «чем раньше, тем лучше». Коррекцию речи желательно начать с появлением первых признаков, делая все возможное, чтобы устранить заикание еще до школы.

При появлении заикания у ребенка следует обратиться к врачу. После всестороннего медицинского обследования специалисты выяснят причины и определят тип нарушения. От этого будут зависеть дальнейшие действия врачей и родителей. В настоящее время наиболее эффективным является комплексный метод преодоления заикания. Комплексный подход к преодолению заикания :

1) оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;

2) психотерапия;

3) работа над речью (дидактическая часть метода);

4) организация благоприятного социального окружения.

Оздоровление нервной системы:

1) правильный режим дня;

2) рациональное питание;

3) полноценный и достаточно продолжительный сон;

4) пребывание на воздухе;

5) исключение физического и нервного переутомления;

6) полноценный летний отдых;

7) закаливание организма;

8) занятие спокойными видами спорта (лыжи, коньки, плавание, гребля);

9) исключение просмотра устрашающих телепередач;

10) спокойные условия домашней жизни;

11) обеспечение доброжелательного отношения со стороны окружающих;

12) медикаментозное лечение на этом благоприятном фоне.

Психотерапия:

Беседы, убеждения, разъяснения, гипноз, внушение в бодрствующем состоянии, самовнушение; внушение другим лицом, внушение во время гипнотических фаз.

Работа над речью:

1) режим молчания;

2) постановка речевого дыхания;

3)работа над мягкой атакой голоса;

4) использование облегчённых видов речи, сопряженной (отраженной, шепотной, ритмической);

5) вопросно-ответная форма речи;

6) самостоятельная речь на логопедических занятиях;

7) работа над просодической стороной речи;

8) логоритмика;

9) тренировка речи в любых ситуациях.

Преодоление недавно возникшего заикания :

1) полная изоляция от окружающих;

2) режим молчания;

3) постельный режим под видом какой- либо другой болезни;

4) не упоминание о начавшемся заикании;

5) успокаивающие средства по назначению врача;

6) молочно-растительная диета;

7) осторожный переход к речевому общению, начиная с шёпота;

8) исключение прогулок примерно на неделю;

9) прогулки в стороне от других детей.

Итак, что делать, если ребенок заикается?

• всегда давать возможность малышу закончить высказываться;

• говорить с ребенком не спеша, часто делая паузы;

• во время разговора, малыша нельзя перебивать или подгонять – его надо выслушивать;

• уменьшить количество замечаний, вопросов, задаваемых ребенку;

• комментировать, повторять то, что говорит ребенок, использовать мимику и жесты, таким образом, дав понять, что Вы выслушали его;

• нельзя останавливать ребенка, просить начать говорить заново, сделать глубокий вдох, замедлить речь;

• необходимо оставаться спокойным, не выказывать раздражения или нетерпения;

• нельзя помогать подбирать слова, заканчивать за малыша фразу;

• не терять зрительный контакт с ребенком во время разговора, не отворачиваться от него;

• ограничить до 15 мин в день просмотр Вашим ребенком телевизора, исключить компьютер;

• не заставлять заучивать наизусть стихи, если ребенок не ходит в школу;

• Если логопед посоветовал, то раз в неделю, надо устраивать «день молчанки», то есть, меньше говорить, а на все вопросы малыша отвечать коротко, лаконично и ясно. Такое лечение необходимо деткам для того, чтобы речевой аппарат чуточку расслабился. А после некоторой паузы, этот самый речевой аппарат может начать работать в совершенно новом ритме, без заикания.

• соблюдать режим дня.

Помните, заикание – дефект устранимый. И родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой. Иначе малышу придется с этим жить. Самое главное, обязательно покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила - это Ваша поддержка его, Ваша любовь, независимо от того заикается он или нет. Если у него не будет комплексов по поводу своего заикания - это огромная победа!

Публикации по теме:

«Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине.» "Формирование начал патриотизма как проявление ценностного отношения дошкольников к Родине. " Самое нужное и самое трудное для семьи и.

Фотоотчет родительского собрания «Родительский дом начало начал»Фотоотчет родительского собрания «Родительский дом начало начал» 2 октября в нашей группе было проведено родительское собрание по теме: Родительский дом начало начал". Семья, по признанию учёных,- одна.

Консультация «Родительский дом — начало начал» Цель: Мотивация родителей на передачу искреннего, положительного отношения к ценностям, которые следует уважать и беречь. Задачи: -Работа.

Формирование духовно-нравственных начал у детей дошкольного возраста Духовное воспитание. Духовное возрождение. Духовное наследие. Эти сочетания постепенно уходили из жизни нашего общества, уходили в историческое.

Сценарий КВН «Орловщина-начало всех начал». Старшая группа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени П. В. Киреевского» Конспект КВН на тему:" Орловщина - начало всех начал". Старшая группа.

Конспект ООД в старшей группе «Родительский дом — начало начал» Образовательные задачи: 1. На основе расширения знаний об окружающем, формировать у детей начальное представление о родном крае, посёлке;.

Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок» Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной.

Педсовет «Каковы дядьки, таковы дитятки». Ознакомление с опытом семейного воспитания Тематический педсовет: «Каковы дядьки, таковы и дитятки». Презентация: «Ознакомление с опытом семейного воспитания». Составила:.

Проект по здоровьесбережению «Здоровый ребенок — успешный ребенок» для детей старшей группы ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК» АКТУАЛЬНОСТЬ Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает.

Ваш ребенок начал посещать детский сад Подготовила: педагог- психолог Задорожная Л. В. 2015 г. Адаптация (приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям) к детскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?
Опубликовано: 24 января 2016 в 18:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вдовина (УИ 60702) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД