Елена Вдовина
Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?
▼ Скачать + Заказать документы
Вы стали замечать, что у вашего ребенка появились трудности в произношении звуков и слогов, с которыми раньше не было никаких проблем? Малыш стал использовать слова, не имеющие отношения к разговору? Высказываясь, он волнуется, краснеет, сжимает кулачки, переступает с ноги на ногу, заикается? С этим нужно бороться. Однако для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, что представляет собой заикание и разобраться в причинах его возникновения.
Что такое заикание?
Публикация «Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?» размещена в разделах
Под заиканием понимается нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание особенно мучительно тем, что речь становится как бы неподвластной человеку и может неожиданно отказать ему в самый неподходящий момент. Это приводит к появлению у многих заикающихся тяжелых психических переживаний, чувства собственной неполноценности, что значительно ограничивает их в жизни, в выборе профессии.
Виды заикания.
Существует три вида заикания :
1. Клонический вид заикания (повторяющий) – когда ребенок повторяет какую-то букву. Пример: «Ма-ма-мам-ма-мама». В этом случае идет повторение каких-то звуков.
2. Тонический вид заикания — ребенок не может начать говорить (стартовать со слова). Он может сказать: «Мммм» и после этого идет пауза в речи, а потом «Мама».
3. Клонико - тонический (смешанная более сложная форма заикания) — когда вместе с повторением, есть паузы между произношением.
Так почему возникает заикание?
Основная причина заикания у детей – это задержка развития речевого центра!
В нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, из-за этого дети и заикаются.
Причины заикания делятся на :
физиологические;
психологические;
социальные.
Физиологические причины. К причинам физиологического характера относят заболевания нервной системы, последствия тяжело протекающей беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. Иногда проблемы с речью связаны с заболеваниями артикуляционных органов (носа, глотки, гортани) или появляются в результате истощения нервной системы после перенесенного рахита, тифа, коклюша, кори. Внешне дети часто выглядят здоровыми и умными.
Психологические причины. Своего рода пусковым механизмом служат внешние раздражители, такие как испуг, тяжелые эмоциональные переживания, конфликтные ситуации. Очень часто заикание связывают с испугом. Наезд автомашины, пожар, нападение животного, утопление, громкий окрик и даже сказка про страшную Бабу-Ягу могут спровоцировать появление сбоев в речи малыша. Быть или не быть заиканию в этом случае зависит от состояния нервной системы и силы внешнего раздражителя.
Социальные причины. Помимо физиологических и психологических причин существуют причины социальные, которые способны вызвать нарушение речи даже у детей со здоровой и крепкой нервной системой. Если родители слишком мало времени уделяли формированию речевой деятельности ребенка, он может начать заикаться.
Иногда причиной расстройств речи становится излишняя строгость родителей в отношении своего чада. А если среди окружения малыша есть заикающийся человек, кроха может начать подражать, копируя говор со всеми присутствующими в нем недостатками. Некоторые дети становятся заиками на всю жизнь в результате переучивания из левши в правшу. Заикание, вызванное психологическими или социальными причинами, называется невротическим заиканием или логоневрозом.
Ребенок начал заикаться, что делать?
В борьбе с заиканием основным принципом является правило «чем раньше, тем лучше». Коррекцию речи желательно начать с появлением первых признаков, делая все возможное, чтобы устранить заикание еще до школы.
При появлении заикания у ребенка следует обратиться к врачу. После всестороннего медицинского обследования специалисты выяснят причины и определят тип нарушения. От этого будут зависеть дальнейшие действия врачей и родителей. В настоящее время наиболее эффективным является комплексный метод преодоления заикания. Комплексный подход к преодолению заикания :
1) оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося;
2) психотерапия;
3) работа над речью (дидактическая часть метода);
4) организация благоприятного социального окружения.
Оздоровление нервной системы:
1) правильный режим дня;
2) рациональное питание;
3) полноценный и достаточно продолжительный сон;
4) пребывание на воздухе;
5) исключение физического и нервного переутомления;
6) полноценный летний отдых;
7) закаливание организма;
8) занятие спокойными видами спорта (лыжи, коньки, плавание, гребля);
9) исключение просмотра устрашающих телепередач;
10) спокойные условия домашней жизни;
11) обеспечение доброжелательного отношения со стороны окружающих;
12) медикаментозное лечение на этом благоприятном фоне.
Психотерапия:
Беседы, убеждения, разъяснения, гипноз, внушение в бодрствующем состоянии, самовнушение; внушение другим лицом, внушение во время гипнотических фаз.
Работа над речью:
1) режим молчания;
2) постановка речевого дыхания;
3)работа над мягкой атакой голоса;
4) использование облегчённых видов речи, сопряженной (отраженной, шепотной, ритмической);
5) вопросно-ответная форма речи;
6) самостоятельная речь на логопедических занятиях;
7) работа над просодической стороной речи;
8) логоритмика;
9) тренировка речи в любых ситуациях.
Преодоление недавно возникшего заикания :
1) полная изоляция от окружающих;
2) режим молчания;
3) постельный режим под видом какой- либо другой болезни;
4) не упоминание о начавшемся заикании;
5) успокаивающие средства по назначению врача;
6) молочно-растительная диета;
7) осторожный переход к речевому общению, начиная с шёпота;
8) исключение прогулок примерно на неделю;
9) прогулки в стороне от других детей.
Итак, что делать, если ребенок заикается?
• всегда давать возможность малышу закончить высказываться;
• говорить с ребенком не спеша, часто делая паузы;
• во время разговора, малыша нельзя перебивать или подгонять – его надо выслушивать;
• уменьшить количество замечаний, вопросов, задаваемых ребенку;
• комментировать, повторять то, что говорит ребенок, использовать мимику и жесты, таким образом, дав понять, что Вы выслушали его;
• нельзя останавливать ребенка, просить начать говорить заново, сделать глубокий вдох, замедлить речь;
• необходимо оставаться спокойным, не выказывать раздражения или нетерпения;
• нельзя помогать подбирать слова, заканчивать за малыша фразу;
• не терять зрительный контакт с ребенком во время разговора, не отворачиваться от него;
• ограничить до 15 мин в день просмотр Вашим ребенком телевизора, исключить компьютер;
• не заставлять заучивать наизусть стихи, если ребенок не ходит в школу;
• Если логопед посоветовал, то раз в неделю, надо устраивать «день молчанки», то есть, меньше говорить, а на все вопросы малыша отвечать коротко, лаконично и ясно. Такое лечение необходимо деткам для того, чтобы речевой аппарат чуточку расслабился. А после некоторой паузы, этот самый речевой аппарат может начать работать в совершенно новом ритме, без заикания.
• соблюдать режим дня.
Помните, заикание – дефект устранимый. И родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку справиться с этой проблемой. Иначе малышу придется с этим жить. Самое главное, обязательно покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Самая могучая сила - это Ваша поддержка его, Ваша любовь, независимо от того заикается он или нет. Если у него не будет комплексов по поводу своего заикания - это огромная победа!