Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок»

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной воспитательской позиции.

Подготовка и материалы: листы бумаги, карандаши, макет телевизора, одеяло, предметы одежды, карточки с описанием педагогических ситуаций.

Ход ВСТРЕЧИ

Однажды он ошибку совершил,Напуганный, не знал, куда деваться.

И, дорожа спокойствием души,Поклялся вообще не ошибаться,

Чтобы не столкнуться, он замедлил шаг. Чтоб не забыться,спорить не решался,

А собственное мнение прятал так. Что, собственно, без мнения остался.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Ребенок, которого не слышно, Застенчивый ребенок“» размещена в разделах

Он никому на свете не мешал. Его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал. Вся жизнь его была теперь ошибкой.

(В. Берестов)

Для родителей чаще всего застенчивый ребенок - идеал : он робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень. Он ни в чем вам не перечит, похож на пластилин, который можно мять, как хочешь и когда захочешь. Такой ребенок не устраивает вам истерику в гостях, а просто будет «пай-мальчиком», своей воспитанностью потрясая всех вокруг. Уже в три года он способен управлять собой и не выплескивать эмоции наружу. Такой ребенок - часть комфорта для родителей. И наслаждаясь этим даром, вы вряд ли когда-нибудь задумывались над тем - за что вам выпало такое счастье, за что вам в жизни повезло?

Задание для родителей. Возьмите в руки листок бумаги и разделите его на две половинки. В одной половинке напишите положительные моменты застенчивого ребенка, в другой - отрицательные. (Обсуждение написанного)

Многие родители путают две такие проблемы, как застенчивость и замкнутость, так как внешне проявления у них похожи. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Но замкнутый ребенок чаще не знает, что нужно делать и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, но не может применить эти знания. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Взрослых это устраивает до тех пор, пока застенчивость не начинает мешать им и самому ребенка : он боится всего, что ему незнакомо, постоянно краснеет, когда к нему обращаются от общения со сверстниками и ничего не может сделать в присутствии посторонних.

Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них очень трудно подойти к другому и договориться о совместной игре. Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявлять, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).

Причины развития застенчивости еще не совсем изучены, но чаще всего застенчивые дети встречаются :в семьях, где авторитарные родители, возлагающие неоправданно большие надежды на своего ребенка. Эти родители часто недовольны физическим развитием и норм и умом ребенка, подчеркивают его неполноценность, высмеивают его в присутствии других;в семьях, где есть еще один ребенок, которому противопоставляют данного малыша. В этом случае у ребенка вырабатывается психологическая защита, заключающаяся в том, что он перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, чтобы «не вызывать огонь на себя»;в семьях, где ребенок единственный и имеет ограниченный круг общения;в неполных семьях, где ребенок воспитывается одинокой матерью. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, ограничивает его контролем.

Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль поведения его родителей.

Я предлагаю вам проанализировать небольшую ситуацию: «Когда к родителям Нади пришли гости, мама попросила ее прочитать новое стихотворение подошла к столу, открыл рот, но почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив глаза, Надя, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос мамы: «Вернись, тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала наизусть», Надя с ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать.»

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1 .Как вы думаете, почему забыла новое стихотворение Надя?

(Ответы родителей)

2. Правильно ли себя вела мама в данной ситуации? Как бы вы вели себя вы? (Ответы родителей)

Если вы считаете застенчивость проблемой ребенка, то при взаимодействии с ним старайтесь:быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем;не отвергать его и не использовать авторитарные методы воспитания;все делать так, чтобы ваш малыш не чувствовал себя незащищенным и зависимым от вас;«гасить» тревогу по любому поводу;учить, чтобы он уважал себя;хвалить его и делать ему комплименты;формировать уверенность в себе;помочь найти ему в себе все то, в чем он превосходит своих сверстников и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков;учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения;любыми способами поощрять все его игры со сверстниками;не сравнивать его с другими, более успешными детьми;не сомневаться в умственных способностях своего малыша;не создавать такие ситуации, в которых он чувствовал бы себя неполноценным и быть объектом даже самых невинных шуток и насмешек;быть нежным с ним, сочувствовать ему, поддерживать его.

- А теперь я хочу предложить вам сыграть в несколько игр, которые помогут вам и вашему ребенку справиться с проблемой застенчивости.

Игра «Кораблик». Необходимо большое одеяло. Количество играющих -двое взрослых и ребенок. Одеяло - это «корабль», ребенок- «капитан». Взрослые - матросы. «Капитан» любит свой «корабль», и верит в своих «матросов». «Капитан» во время сильной качки должен громким командным голосом дать «матросам» команду: «Бросить якорь! Стоп машина!».Затем «матросы» берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать «корабль».Постепенно «качка» усиливается. «Капитану» напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команду, «корабль» спокойно опускается на пол.

Игра «Выключенный звук». Для этой игры используется макет телевизора с отверстием вместо экрана. Играющие по очереди садятся на стульчик в «телевизоре» и начинают рассказывать истории, например: «Как я шел сегодня в детский сад» или «Птицы нашего парка». Затем можно дать другую команду: «У телевизора исчез звук». Нужно рассказать историю невербальными средствами (жестами, мимикой, пантомимой). Эта игра снимает скованность и напряжение.

Игра «Зверушки в норке». Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие зайчики, мы лежим в нашей уютной норке. Там на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. Утром можно сыграть, как к зверюшкам в норку попытался проникнуть злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку, а зверушки его прогнали. Вечером этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбуждался.

Игра «Кукольные прятки». В этой игре «прячутся» игрушки. Взрослые заранее прячет игрушки, причем некоторые «прячутся» в освещенном помещении, а некоторые в темном. За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу взрослые подыгрывают ребенку, оставляют игрушки в затемненной комнате на видном месте.

Игра «Смелый разведчик». Можно играть вдвоем со взрослым, а можно и в компании. Командир (его играет взрослый) дает разведчику (ребенку) задание сходить ночью в разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежавшее врагу. Ребенок должен его сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью «За отвагу». В борьбе с боязнью сказочных персонажей могут помочь следующее игры.

Игра «Маски страха». Детей просят сделать маску страха (или «кого-то страшного», например волка, кикиморы, которой малыши затем по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не следует. Лучше пригласить в гости одного - двух друзей. Играть следует недолго, чтобы малыши не перевозбудились. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно один раз в неделю, и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли. Через две-три игры введите новый элемент: пусть тот, которого пугают, прогонит страшную маску. Прогонять можно только пантомимой, без рукоприкладства и обзывании.

Игра «Путешествие к Бабе Яге» (А. И. Захаров).Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или к Кащею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствия. Поэтому надо, чтобы ваш путь лежал через горы (нагромождения табуреток) и долины (коврики, подушки и т. п.). Идите как можно смелее. Пусть ребенок угрожает Бабе Яге, нападает на нее. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Бабы Яги на подушках, встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав в «шкуре» злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.

И в завершение хочется сказать: не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры и не торопитесь проиграть сразу все. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок лучше осмыслит происходящее и эффект будет прочее. Обязательным условием преодоления страхов и нормального развития ребенка является поддержание благоприятной психологической атмосферы в семье.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Капризный ребенок» Капризный ребенок. Многие взрослые реагируют на детский плач раздражённо и искренне желают, чтобы кричащее дитя поскорее успокоилось любым.

Консультация для родителей «Дисциплина и ребенок» Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего.

Консультация для родителей «Мой ребенок гиперактивен» Лекция для родителей Мой ребенок гиперактивен! Часто родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании своих детей, как сверх подвижность,.

Консультация для родителей «Ребенок на даче» ОГОНЬ Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится.

Консультация для родителей «Трудный ребенок» Трудный ребенок. Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского сада? Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость.

Консультация для родителей «Ребенок и дорога» Консультация для родителей:"Ребенок и дорога" Из года в год увеличивается число автомобилей, число дорожно-транспортных происшествий с участием.

Ребенок и компьютер. Консультация для родителей В наше время трудно представить жизнь без компьютера. Им пользуется большая часть населения и взрослые и дети. Но для разной категории.

Консультация для родителей «Ребенок и сверстники» Уважаемые родители! Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье,где он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими.

Консультация для родителей «Ваш ребенок и очки» Рекомендации родителям Ваш ребенок и очки Детские глаза – очень хрупкий и тонкий оптический инструмент. Ввиду того, что до определенного.

«Вы, ваш ребенок и мир вокруг». Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию Вы, Ваш ребенок и мир вокруг Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок»
Опубликовано: 10 января 2016 в 13:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Валентиновна Рюгина-Семенова (УИ 392935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД