Ольга Армакаева
Проект по здоровьесбережению «Здоровый ребенок — успешный ребенок» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных качеств, зависит здоровье и развитие в последующие годы жизни. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Публикация «Проект по здоровьесбережению „Здоровый ребенок — успешный ребенок“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников постоянно уменьшается. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой». Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».
В то же время существует более 300 определений здоровья. Мы придерживаемся определения Устава Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Основные компоненты здорового образа жизни : правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.
ЦЕЛЬ: рациональное осуществление комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья и формирование начал здорового образа жизни у дошкольников при активной поддержке родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
2. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для поддержания интереса к физическим упражнениям и ЗОЖ.
3. Внедрять современные методы оздоровления, приемлемые для нашего детского сада.
4. Вовлекать родителей в воспитание у детей начал здорового образа жизни.
УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей группы «Дружные ребята», родители, воспитатели, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, младший воспитатель.
ТИП ПРОЕКТА : оздоровительный, практико-ориентированный, долгосрочный.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года (старшая, подготовительная группа)
ПРИНЦИПЫ:
- комплексный подход к проблеме и понятию «здоровье»;
- своевременная профилактика отклонений в здоровье детей;
- взаимодействие со специалистами ДОО, родителями, социумом;
- учет индивидуальных особенностей детей и родителей;
- наглядности;
- интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов образовательного процесса.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I этап - подготовительный:
- опрос детей и анкетирование родителей,
- определение содержания педагогической и оздоровительной работы, разработка плана реализации мероприятий,
- подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного оборудования, картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий.
II этап – основной:
- реализация плана мероприятий,
- коррекция плана мероприятий,
- итоговые опрос детей и анкетирование родителей.
III этап – подведение итогов:
- анализ результатов опроса детей и анкетирования родителей,
- сравнение предполагаемых и достигнутых результатов работы,
- обобщение и презентация опыта работы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• методическое:
- подбор методической литературы по формированию начал здорового образа жизни у дошкольников, по работе с родителями,
- составление картотек гимнастик, комплексов упражнений, конспектов образовательной деятельности и совместных с родителями мероприятий,
- разработка методических рекомендаций по формированию начал здорового образа жизни у дошкольников для родителей и педагогов детского сада;
• кадровое: воспитатели группы, инструктор по физкультуре, педагог-психолог,
младший воспитатель;
• материально-техническое:
- спортивное оборудование в физкультурном уголке группы и физкультурном зале,
- дидактические игры,
- ноутбук,
- принтер,
- магнитно-маркерная доска,
-фотоаппарат,
- канцтовары (бумага, ручки, карандаши, фломастеры, краски,
- бросовый материал для изготовления нестандартного физкультурного оборудования, совместных коллажей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ:
- разработка анкет для детей и родителей, анализ анкетирования;
- подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного оборудования, создание картотеки игр и упражнений;
- разработка конспектов мероприятий;
- дидактические игры и упражнения по формированию у детей начал ЗОЖ;
- чтение художественной литературы, стихотворений, сказок, загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц;
- рассматривание иллюстраций о физкультуре, спорте;
- познавательные занятия (получают элементарные знания по гигиене «Зачем нужно мыть руки», по валеологии «Мой замечательный нос», «Правильная осанка», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»;
- игры с физкультурным и нестандартным оборудованием;
- утренняя гимнастика;
- образовательная деятельность по физической культуре (2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз – на улице);
- физкультминутки;
- художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ручной труд с использованием разных техник);
- воспитание культурно-гигиенических навыков (умывание, мытье рук, использование носового платка и др.);
- коррекционная работа: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, обучение правильному дыханию;
- артикуляционная, пальчиковая гимнастики;
- зарядка для ума (кинезиологические, глазодвигательные упражнения, точечный массаж);
- психогимнастика (профилактика психоэмоционального напряжения);
- профилактика зрительного утомления;
- полоскание рта водой комнатной температуры;
- подвижные и элементы спортивных игр;
- гимнастика после сна;
- прогулки;
- элементы валеологии (обучение навыкам саморегуляции в питании, в движении через занятия и организованную бытовую деятельность)4
- физкультурные досуги, тематические мероприятия;
- спортивные праздники совместно с семьей «В ногу с мамой», «С физкультурой мы дружны!», «Быстрее, выше, сильнее» и др. ;
- гостиная здоровья для родителей (Презентация физкультурного оборудования. Памятки «Что такое ЗОЖ», «Нетрадиционные методы закаливания», «Игры, которые лечат», «Гимнастика для глаз»);
- коммуникативные игры;
- гибкий режим4
- самостоятельная двигательная активность детей;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка помещений, регулярное проветривание, поддержание нормальной температуры в помещениях групповой ячейки);
- прием детей на улице (в летнее время).
МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Анкетирование детей и родителей, педагогическая диагностика, мониторинг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Приобщение детей к началам ЗОЖ и укрепление интереса к занятиям физкультурой и спортом.
2. Создание комфортной, безопасной, здоровьесохраняющей образовательной среды.
3. Разработка и апробация системы работы со старшими дошкольниками по здоровьесбережению.
4. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в оздоровлении детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Игнатова Е. М. Методическая разработка «Зарядка для ума». Справочник педагог-психолога. № 2.2015, стр. 71
2. Обруч». № 5. 2006, стр. 41
3. Цыдакович Т. В. «Подвижная игра как средство формирования социального здоровья». Дошкольная педагогика. Ноябрь 2008, стр. 64