Цветкова Галина Васильевна
Ребенок и традиции отечественной народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно:
в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.
Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.
Темочки:
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают в нем гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Цель – формирование личности ребенка в процессе приобщения к традициям отечественной народной культуры.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству;
- дать детям первоначальные представления о традициях русского народа;
- закреплять знания детей о русском фольклоре;
- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие
каждого ребенка;
Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с устным народным творчеством (на примере потешек, песенок, пословиц, русских народных сказок с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, на занятиях по музыке, народных играх, театрализованных играх). Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.
Именно сказка способствует обретению смысла: даёт пока ещё маленькому человечку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность.
Детям нашей группы наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Вот эти сказки и используются для игры в театр. Сначала знакомимся со сказкой: читаем, смотрим иллюстрации.
Для того чтобы узнать, насколько правильно, дети понимают содержание сказок, характеры героев, им задаются вопросы, направленные на: – понимание содержания сказки: «О ком эта сказка? Кто из животных хотел помочь зайцу?» (сказка «Лиса, заяц и петух»); «Что лиса предложила Колобку? Что сделал Колобок?» (сказка «Колобок»);
– выявление характеров героев: «Какой вы представляете себе лису, волка?» (сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»);
– выяснение мотивов поступка: «Почему лиса предложила Колобку спеть песенку?» (сказка «Колобок»);т. д. Только потом распределяются роли по возможностям детей. Когда роли определены, проговариваются слова с использованием интонации, мимики, жестов. И только потом проигрывается сказка от начала до конца.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, т. е. книжной жизнью, но ещё и прежней, настоящей – устной. Для этого проходят театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. Наша группа принимает участие в колядках, масленице.
На 23 февраля используется сюжет из народной сказки. Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.
В связи с этим возникла необходимость посещения мини – музея «Русская изба». «Там русский дух, там Русью пахнет» - такие слова хочется произнести, когда переступаешь порог мини- музея. Там приятно помечтать, послушать сказку или просто спеть русскую народную песенку.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся
русские народные игры : У медведя во бору,Каравай,Кот Васька и т. д.
Результатами проведенной работы по данной теме являются:
- овладение детьми элементарными теоретическими сведениями о народной культуре;
- раскрытие творческого потенциала личности, умение детей импровизировать;
- высокий уровень нравственности у старших дошкольников.
И во многом эти знания даёт народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.