Татьяна Волкова
Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая часть.
Безопасность на улице предполагает раскрытие содержания, связанного не только с Правилами дорожного движения, но и с общением с незнакомыми людьми на улице, с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на игровых площадках:
- Устройство проезжей части.
- «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
- Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
- Правила езды на велосипеде.
Публикация «Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации „Ребенок на улице“ (практическая часть)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- О работе ГИБДД.
- Милиционер-регулировщик.
- Правила поведения в транспорте.
- Игры во дворе.
- Если ребенок потерялся на улице.
Цель педагогической деятельности: формирование культуры безопасности дошкольников 6-7 лет через ситуации «Ребенок на улице».
Задачи:
1. Способствовать расширению системы знаний об источниках опасности, которые встречаются на улице, средствах их предупреждения и преодоления.
2. Поддерживать стремление детей переносить знания правил безопасного поведения на улице в новые ситуации, решать неординарные проблемы.
3. Содействовать развитию умений действовать в конкретных ситуациях на основе приобретенных ранее знаний об источниках опасности, правилах поведения на улице.
4. Способствовать развитию двигательных умений, физических качеств, которые могут пригодиться в опасных ситуациях на улице.
5. Оказывать помощь в освоении представлений о безопасном поведении в образной, чувственной форме, в развитии эмоциональной сферы.
6. Поддерживать развитие чувства контроля и самоконтроля, умения планировать свои действия в опасных ситуациях, которые встречаются на улице.
Особенности дошкольного возраста требуют постоянного закрепления знаний, умений и навыков, поэтому в тематический план организации образовательной деятельности в подготовительной группе кроме основной темы по проблеме, которая реализуется в форме проекта «Друзья Светофора», мы включаем различные формы работы с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице в другие тематические блоки.
Вся образовательная деятельность по воспитанию культуры безопасности дошкольников, становления личности безопасного типа поведения была организована по следующим направлениям (компонентам) :
1. Воспитание мотивации к безопасности.
2. Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
3. Формирование компетенций безопасного поведения.
4. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.
5. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности.
6. Психологическая подготовка к безопасному поведению.
В процессе данной работы, в рамках различных видов детской деятельности, благодаря использованию разнообразных форм и методов работы с детьми у детей формируются качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
На каждом направлении работы мы использовали формы, способы организации образовательной деятельности, при выборе которых мы учитывали особенности развития детей старшего дошкольного возраста и цели, поставленные по формированию того или иного компонента культуры безопасности старших дошкольников в ситуациях «Ребенок на улице».
1. Формы и способы деятельности по воспитанию мотивации к безопасности.
- создание проблемных ситуаций;
- рассматривание иллюстраций;
- сказкопедагогика;
- рассказы воспитателя из личного опыта;
2. Формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления.
- беседы;
- наблюдения и экскурсии;
- экспериментирование;
- чтение и обсуждение литературы;
- дидактические игры;
- классификация;
- «река времени»;
- ИКТ, просмотр мультфильмов, видеофильмов;
- ТРИЗ;
- тематические встречи;
- игровые обучающие ситуации;
- творческие задания.
3. Формирование компетенций безопасного поведения.
- проблемные ситуации;
- обсуждение реальных ситуаций, ситуаций из литературных произведений;
- игровые ситуации;
- этюды;
- сюжетно-ролевые, режиссерские игры;
- «путешествие по карте»;
- индивидуальные карточки-задания;
- дидактические игры.
4. Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций.
- подвижные игры;
- игры-эстафеты;
- игры-имитации;
-загадки-пантомимы;
- самостоятельная двигательная деятельность (использование схем, спортивного инвентаря);
- индивидуальные карточки-задания;
5. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности.
- чтение художественной литературы, загадки;
- игры-инсценировки;
- исполнение песен;
- изготовление самодельных книг;
- изготовление макетов, атрибутов;
- тематические выставки (книг, рисунков);
- музыкальные игры;
-танцевальные упражнения.
5. Психологическая подготовка к безопасному поведению.
- проблемные ситуации;
- моделирование ситуаций;
- тренинги.
Краткая характеристика некоторых форм, способов организации образовательной деятельности по воспитанию культуры безопасности дошкольников в ситуациях «Ребенок на улице города».
1. Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации, они подкрепляются, в том числе и сказочными сюжетами;
Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
2. Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации. Большинство сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил правильной безопасности.
3. Применение видеоматериалов: презентаций, видеофильмов, мультфильмов. Фильмы «Улица полна неожиданностей», «Дорожные приключения», «Школа Аркадия Паровозова» подходят для использования в ДОУ при ознакомлении детей с правилами безопасного поведения на дороге и улице и закрепления их знания. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрируем детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения»; «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»; «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
4. Экскурсии, наблюдения, которые помогают увидеть те или иные ситуации в естественной обстановке.
5. Беседы помогают педагогу выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение.
6. Игры на макете, который отображает конкретную территорию, направляет на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов.
7. Настольно-печатные игры, отвечающие тематике. Дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
8. Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому мы в своей работе кроме различных дидактических игр используем игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
9. Проект «Друзья светофора», целью которого стало: развивать у детей способность и стремление комбинировать разнообразные знания о правилах дорожного движения, впечатления и способы деятельности при решении возникшей проблемной ситуации в окружающей дорожно-транспортной среде. Результатами данного проекта стали: создание макета, самодельной книги «Наш друг – Светофор», досуг «Друзья Светофора».
10. В своей работе мы использовали и технологии развития познавательно-исследовательской деятельности Н. А. Коротковой:
-«классификация» : раскладывали по группам виды транспортных средств, дорожные знаки.
- «река времени» знакомились с историей развития транспорта, дорожных знаков, при этом описывали и придумывали ситуации, которые могли встретиться не только в настоящее время, но и в прошлом.
- «экспериментирование» - проводили опыты «Зачем нужны светоотражатели на одежде», «Почему посыпают дорогу в гололед?» и т. д.
- «путешествие по карте» - на карте города, отмечали опасные места: дороги, перекрестки, лестницы, горки, пустыри и т. д. Предполагали, какие ситуации могут возникнуть в этих местах.
11. Игровые, проблемные образовательные ситуации в процессе организации
которых ребенок разбирается в самых разных дорожных ситуациях, определяет правильно ли ведет себя пешеход, водители, восстанавливают порядок на улице.
Взаимодействие с семьей. Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия :
- Папки-передвижки по ПДД;
- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
- Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
- Анкетирование родителей по теме.
- Совместное с детьми создание макета, нового варианта светофора.
- «Шпаргалки» для родителей по ознакомлению детей с ПДД.
- Тематическая встреча детей с папой воспитанницы группы, сотрудником ГИБДД.
- Участие родителей в досуге «Мы – друзья Светофора».
- Помощь в подборе картинного материала.
- Практикум «Научен – значит защищен».
-Наглядная информация «Дорога в детский сад, дорога в школу»
Результативность опыта
Результативность опыта была определена с помощью анализа результатов бесед по правилам безопасности на улице, наблюдений за детьми в начале и в конце года.
В процессе данной работы, в рамках различных видов детской деятельности, благодаря использованию разнообразных форм и методов работы с детьми у детей формируются качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций :
- Дети овладевают системой знаний об источниках опасности, которые встречаются на улице, знает о том как их предупредить и преодолеть.
- Дети творчески подходят к полученным знаниям, сравнивают, анализируют, классифицируют, создают творческие продукты
- Дети могут следовать освоенным правилам поведения на улице при возникновении опасных ситуаций.
- Дети подвижны, могут контролировать свои движения и управлять ими.
- Дети эмоциональны, выражают свое отношение, чувство к той или иной ситуации, которая возникает на улице.
- Дети умеют планировать свои действия в конкретной ситуации, проявляют волевые навыки, навыки контроля и самоконтроля.