Анна Меньшова
«Традиции культуры Новохоперского края на занятиях по изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Прекрасен и богат наш Новохоперский край!
Богат замечательным, трудолюбивым, талантливым народом; сказочными лесами, зверьем, живущим в них.
Богат прекрасными песнями и стихами; плодородной землей и людьми, любящими эту землю; сказками и легендами, обрядами и преданиями.
Богат мастерами-умельцами.
На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь прививать детям любовь к Новохоперской
земле, знакомя их с особенностями культуры и традициями родного края.
Публикация «„Традиции культуры Новохоперского края на занятиях по изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Занятия проводятся по различной тематике:
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;
- создание пейзажной композиции;
- архитектурные постройки;
- памятные места родного города;
- рисование животного и растительного мира.
На занятиях по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством отдельной темой проходит знакомство с национальным костюмом жителей нашего края, а также творчеством и своеобразной росписью по ткани.
На основе образов народного творчества дети создают свои несложные растительные, цветочные и линейные орнаменты. Цветовая гамма,
традиционных для нашего края, народных костюмов близка и понятна детям.
Это любимый красный цвет и все его оттенки, оранжевый, желтый, зеленый, синий и конечно черный, о котором хочется сказать отдельно. Черный цвет является главным в цветовой гамме, самым излюбленным и почитаемым цветом у нашего народа – это цвет земли, цвет чернозема. Как известно сарафаны девушек, поневы женщин, портки и праздничные рубахи мужчин шились из черной ткани. В работе с детьми черный цвет я применяю только в старших группах.
А вот красочные и яркие круглые коврики, а также прямоугольные полосатые, которые можно встретить почти в каждом доме нашего края, очень удобны для рисования в младших группах, когда мы знакомим детей с круглыми, а потом и с прямоугольными формами, и овладеваем техникой рисования несколькими цветными красками.
Слава о Воронежской керамике звучит далеко за пределами области, а потому на занятиях по изобразительной деятельности я обязательно знакомлю детей с изделиями Воронежских мастеров художественной керамики, рисуем их с натуры и украшаем росписью.
Коричневый, зеленый, желтый – три цвета называют дети для росписи, когда речь идет о керамике – это кувшины, миски, рукомои, а где рукомои, там и полотенца, и рушники с красными петухами искусно вышитые Новохоперскими рукодельницами.
На занятиях дети старших групп создают разноцветный орнамент – вышивку на рубашках и фартуках бабушки и внучки, на сарафанах и рубашках, танцующих в национальных костюмах, девушек и юношей. Для младших дошкольников – это украшение фартука, косынки, салфетки, коврика.
Чтобы научиться уверенно рисовать красками, все рисунки для росписи глиняных изделий и ткани создаются детьми только кистью, без помощи
карандаша. Это сближает работу детей с тем, как расписывают свои изделия народные мастера, которые никогда не делают предварительных рисунков карандашом, а пишут свои орнаменты кистью, руководствуясь чувством красоты.
На занятиях пейзажной живописи мы с детьми рассказываем стихи Новохоперский поэтов поэтов К. Ю. Фролов, Н. Копытин воспевающих красоту нашего родного края. Подготовка к созданию пейзажа любого времени года начинается не только с экскурсии, но и с просмотра фотографий и слайдов с видами природы нашего края. И если на занятиях мы с детьми говорим о реке, ее красоте, убегающих в даль водах, то это может быть река Хопёр и Савала.
Знакомя детей с архитектурными сооружениями города и принципами их изображения в старшей и подготовительной к школе группах мы говорим о работах Новохоперских архитекторов Так же демонстрируем многочисленные фотографии известных зданий и памятных мест родного города.
На занятиях детей старших групп, посвященных дню Победы, мы знакомимся с памятниками и монументами, воздвигнутыми в городе Новохоперске в честь защитников Отечества, рассматриваем иллюстрации, фотографии, читаем стихи, вспоминаем имена наших героических соотечественников.
Разнообразный растительный и животный мир Новохоперского края находит отражение в детских рисунках всех возрастных групп детского сада. На занятиях используются записи голосов птиц нашего леса, рассказы
о заповедных уголках, повадках диких животных, разнообразии насекомых, обитающих в лесах нашего края.
Знакомя детей с историей земли Новохоперской, самобытностью культуры, обычаями, передаваемыми от поколения к поколению, обрядами, преданиями, поэтами и художниками, мы помогаем войти в мир прекрасного. Учим малышей видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, бесконечное разнообразие ее звуков, форм, побуждаем потребность наблюдать жизнь.
Вспоминаются слова известного педагога А. П. Усовой:
«Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Наши дети живут на Новохоперской земле. И благодаря богатейшим прекрасным традициям, самобытности культуры нашего края, мы можем и должны воспитывать в наших детях любовь к родной земле, ее народу-умельцу, научить ценить и уважать его труд и мастерство.
И я надеюсь, что в дальнейшей работе занятия по изобразительной деятельности будут неразрывно связаны с патриотическим и идейно-нравственным воспитанием на занятиях в группах.