Диана Прейс
Реализация элементов дистанционного обучения в образовательном процессе школы
▼ Скачать + Заказать документы
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Сургутский государственный педагогический университет,
г. Сургут, Россия
Аннотация: В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Автор говорит о дистанционном обучении, как об одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Публикация «Реализация элементов дистанционного обучения в образовательном процессе школы» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Сидим дома с пользой!
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова. Дистанционное обучение, технология дистанционного обучения, образовательный процесс, школа
Дистанционное обучение– способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
• потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
• работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
• при заочной (экстернатной) форме обучения;
• выполнение проектов и исследовательских работ;
• работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
• увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
• создания образовательного пространства;
• формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
• развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются :
• электронная почта ( с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
• телеконференции ( они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения, принимая, таким образом, участие в дискуссии);
• пересылка данных (услуги FTR-серверов);
• гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
• ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
• видеоконференции (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна : преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).
Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения : специализированные школы, гимназии и др.).
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания (т. к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.
Но дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т. д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя ДО в школе, можно добиться неплохих результатов. Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе, но и во внеурочной/ внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.
Использование дистанционного обучения в школе возможно в следующих видах:
• организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
• использовать дистанционное профильное обучение;
• создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
• участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
• создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
• учиться на дистанционных курсах;
• использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:
• учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
• решать психологические проблемы учащихся;
• снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
• правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
• расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
• проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
Список использованных источников и интернет-ресурсов:
• Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения
• Полат Е. С, Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е. С. Полат. — М., "Академия", 2006
• Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде : Хрестоматия. М. :МГОУ, 2006. – 167 с.
• https://dibase.ru/article/21112013_149625_turkovskaja
• https://fio.ifmo.ru/
• https://www.it-n.ru/
• www.eidos.ru/project/eidos-class/
• www.eidos.ru/shop/price.htm