Галина Турманова
Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО.
М. А. Кадохова, воспитатель подготовительной к школе группы. Высшая к/к категория.
Г. В. Турманова, воспитатель подготовительной к школе группы. Высшая к/к категория.
МБДОУ детский сад №96, г. Владикавказ РСО- Алания. Россия.
Публикация «Реализация вопросов социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ключевые слова: эффективная социализация, взаимодействие, родители воспитанников, партнерство, проблема, сотрудничество,
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка,в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется решению задач социально-коммуникативного развития. Знакомство с положениями стандартов, изучение литературы, просмотр вебинаров, их обсуждение с коллегами, наблюдения за детьми, беседы с родителями воспитанников говорят о важности проблемы социализации в работе с дошкольниками. Причины ее очевидны: режим дня в детском саду построен так, что дети все время находятся в организованной деятельности и возможности для самостоятельного общения друг с другом у них не достаточно; еще лет дватцать назад социализация носила спонтанный характер, т. к. дети гуляли во дворе сами, без родителей, общались друг с другом, играли в дворовые игры, а в наше время всего незначительный процент детей оказывается охваченным детскими дворовыми сообществами. Дети гуляют с родителями, социализации не происходит,потому что родители постоянно вмешиваются в этот процесс. А вот когда ребенок проявляет собственную инициативу,посредством игры принимает на себя социальную роль, развивает свои личностные качества, в том числе умение общаться, можно говорить о приобретении им социального опыта.
Первый опыт социализации ребенок приобретает, именно, в дошкольном учреждении. И мы, педагоги, во взаимодействии с родителями, должны ему помочь в этом.
Имея многолетний опыт работы в детском саду, наблюдая за детьми, мы видим, что увеличилось количество детей с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью. Причины этих нарушений могут быть разные, но все они мешают не только окружающим, но и детям. Поэтому если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему все вместе: детский сад и родители воспитанников.
На решение этих вопросов направлена наша инновационная деятельность. Мы включились в инновационную площадку РАО 2015 году в процессе работы, которой планируем создать единое образовательное пространство педагогов, родителей и детей.
Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, наша деятельность основывается на интересах и запросах семьи. При этом мы учитываем социальный статус, микроклимат семьи, а так же родительские запросы. Родители хотят видеть своего ребёнка социально активным, самостоятельным, инициативным. Запрос родителей к дошкольному образованию остаётся один и тот же уже много лет. Родители хотят видеть своих детей успешными, но не знают как помочь малышу. Анализ социальных запросов родителей показал, что 29 % мам и пап недостаточно компетентны в вопросах педагогики психологии, не знают возрастных особенностей ребенка, поэтому осуществляют воспитание малыша вслепую, интуитивно. 41 % родителей сказали, что готовы сотрудничать с педагогами ДОУ, но они работают и им не хватает. Многие семьи (14 %) являются «закрытыми», неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности взаимоотношений и ценностей, и поэтому нам сложно налаживать с ними контакт.
Для эффективной работы с родителями мы, прежде всего, провели анализ социального портрета семьи ребенка, разработали анкеты, вопросы для бесед с родителями, собрали данные для социального паспорта группы. Социальный паспорт показал, что в нашей группе 58% родителей имеют высшее образование, 4% - неполное высшее, 21% -среднее специальное, 11% - среднее. 29% составляют многодетные семьи; 9% детей воспитываются в неполных семьях. 7% детей воспитываются в малообеспеченных семьях. Детей оставшихся без попечения родителей и детей из неблагополучных семей у нас нет.
В своей работе используем, как традиционные, так нетрадиционные и инновационные формы сотрудничества, которые помогают организовать совместную деятельность родителей и детей. Эта деятельность направлена на то, чтобы создать условия, в которых бы родители лучше поняли своего ребенка, узнали о его возрастных особенностях, его возможностях.
В рамках инновационной площадки у нас уже есть опыт приобщения семьи к вопросам социализации детей. Одним из ресурсов социализации ребенка старшего дошкольного возраста,мы рассматриваем потенциал учреждений культуры нашего города
Еще Н. В. Гоголь сказал: «Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Специфика театра – учить добру, говорить добро, нести добро, но через социально сложные ситуации, выставляя напоказ пороки человеческих отношений. Мы совместно с родителями и организовали посещение Академического русского театра им. Е. Б. Вахтангова.
Разыгрывая сложные, социально значимые ситуации, артисты театра доносят до зрителя нравственное осмысление художественного произведения. Ребенок, переживая те или иные события, сопереживая героям, учится правильно понимать разные нравственные категории, такие как добро и зло, дружба, смелость, честь. У дошкольника появляются коммуникативные навыки. Он учится уступать, договариваться, принимать решения, самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации
Посещение театра мы спланировали совместно с родителями. Выбрали постановку режиссера, народного артиста России - Вячеслава Вершинина «Как Иван – крестьянский сын Марью-царевну спасал.» Сюжет сказки прост и понятен детям: приключения простодушного Иванушки, который отправился искать похищенную царскую дочку Марьюшку, устоял против Бабы Яги и другой нечистой силы
Принимая во внимание всю значимость театра, в становлении личности ребенка, мы решили по возможности чаще организовывать посещения учреждений культуры. Это дает прекрасную возможность для усвоения детьми норм и правил поведения в общественных местах. Мы собрали вместе коллектив родителей и детей, У взрослых появился повод для беспокойства - их дети совершенно не умеют вести себя в общественных местах: громко переговариваются во время спектакля, вскакивают со своих мест; бегают, кричат, не реагируют на замечания старших на улице. Так возникла, для обсуждения с родителями проблемная ситуация, и появилась необходимость провести «круглый стол» по обсуждению норм и правил поведения в общественных местах. После проведения предварительной работы, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей (бесед, обыгрывания различных ситуации с детьми, сюжетно- ролевых игр) совместно с семьями воспитанников решили организовать следующую экскурсию в зоопарк и на детскую железную дорогу. Мама нашего воспитанника Давида Б. подготовила для детей интересный рассказ об обитателях зоопарка. Ребята покормили зверей, приготовленными заранее лакомствами. А на детской железной дороге детям была предоставлена возможность продемонстрировать полученные навыки поведения в общественных местах. Ребята сами покупали билеты на проезд в поезде, старались примерно вести себя на перроне и во время путешествия. Дети, получившие столько положительных эмоций, еще долго делились друг с другом впечатлениями.
Для закрепления приобретенных навыков правильного поведения на улицах города в рамках ситуации месяца, мы пригласили папу одного из воспитанников, сотрудника ГИБДД. Он провел беседу с ребятами по правилам дорожного движения, предложил интересные игровые ситуации.
Родной Владикавказ…Очень важно в старшем дошкольном возрасте знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. памятниками культуры, выдающими людьми.. С этой целью была организована наша следующая экскурсия к Мемориалу Славы. Дети возложили цветы у Вечного огня, прошли по Аллее Славы, где узнали о героях Осетии. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе.
Мы с детьми любим, ходить на экскурсии вместе с родителями. У родителей появляется возможность побыть с ребёнком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о своём городе, о природе, о людях. Затем увлечённо делятся впечатлениями, рисуют, делают поделки из природного материала.
Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, мы ко Дню Победы выпустили газету «Мы помним, мы гордимся». Предварительно побеседовали с родителями, дали задание детям найти в семейных альбомах фотографии своих дедушек и бабушек. Ребята подготовили рассказ о жизни и подвиге своих старших, поделились ими в группе,что позволило детям узнать истории о семьях своих товарищей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигах) мы стараемся привить детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг».
Регулярно в нашей группе проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка». Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Всё больше родителей с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают большой интерес детей и желание родителей заниматься со своими малышами. Сотворчество детей и родителей в совместной деятельности приносит всем ее участникам радость, создает полноту семейного бытия. Главной идеей данного сотрудничества является показ положительного эффекта совместного домашнего творчества детей и родителей.
Традиционным стало проведение «Клубных часов» и «Социальных акций» с участием родителей. Например, в декабре мы провели акцию «Добрая зима для птиц», папы наших воспитанников вместе с ребятами сделали кормушки для птиц, а затем развесили их на участке нашего детского сада. Ко дню Победы дети вместе с родителями делали открытки для ветеранов, а дома вместе с мамами пекли пирожки, чтобы угостить живущих по соседству пожилых людей. Акция способствовала воспитанию уважения, заботы о старшем поколении. Откликнулись родители и на наш призыв принять участие в клубных часах. Бабушка одного из наших воспитанников показала мастер-класс по приготовлению осетинских пирогов. Мама одной из девочек научила делать красивые украшения из бисера. Были на высоте и папы. Они стали участниками тематического клубного часа ко Дню Космонавтики и научили наших мальчиков мастерить ракеты, летающие тарелки из бросового материала, снаряжения для полёта в космос. Мастер-класс хорош и актуален тем, что используются современные технологии эффективной социализации дошкольников, интересные как детям, так и родителям.
Хочется сказать и о проектах, проходящих в нашей группе, в реализации которых обязательные участники – родители наших воспитанников. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаём в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявление творческого потенциала всех участников проекта, расширение возможностей реализации проекта. Очень интересно, на наш взгляд, оказались проекты: «Бабушка любимая моя», «Город, в котором я живу», «Моя родословная, мои корни». Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребёнка. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
Мы стараемся апробировать различные формы работы с родителями. Уже можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьёй явно происходят. Родители, которые имели позицию «наблюдателя» стали активными участниками в жизни детского сада, что выражается в большей посещаемости мероприятий, открытых обсуждениях возникающих мероприятий, обращение к опыту других родителей, увеличении качества и количества вопросов к педагогам ДОУ, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира, отношения с окружающими, стремление родителей к сотрудничеству со специалистами ДОУ.
Мероприятия, проводимые в детском саду имеют чёткую направленность на решение позитивной социализации воспитанников. В результате целенаправленной деятельности по созданию условий для позитивной социализации ребёнка, дети стали более активно участвовать в совместных играх, учитывать интересы других, договариваться, сочувствовать, учатся трудиться сообща, усвоили достигнутые им нормы, правила поведения в обществе, стали проявлять инициативу, любознательность, стала формироваться саморегуляция поведения.
Мы предполагаем, что использование разнообразных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников детский сад даст положительные результаты: Изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что, это необходимо для развития их собственного ребёнка.
От работы в инновационной площадке мы ожидаем следующих результатов: повышение уровня родительской компетентности, гармонизации семейных и родительско –детских отношений, повышение ответственности за судьбу ребенка и активности родителей в отношениях с педагогами детского сада.