Ольга Насонова
Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ
В настоящее время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Публикация «Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ» размещена в разделах
Исходя из практического опыта работы с детьми, считаю, что одним из эффективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей.
Опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Ребенок мыслит конкретно, следовательно, он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.
Коллективная работа детей дает им возможность проявлять себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает у детей любознательность, коммуникативные и нравственные качества.
Проектная деятельность позволяет ребенку почувствовать себя исследователем – помогает максимально раскрыть возможности каждого ребенка. Помогает охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, не имеет четких границ, дети свободны в своем творчестве.
Рассмотрим использование метода проектов на примере реализации задач экологического образования старших дошкольников.
Для осуществления работы с детьми по экологическому воспитанию в рамках проектной деятельности определила для себя следующие цели: дать детям дошкольного возраста знания о ценности природы, практические навыки и умения; заложить основу экологической культуры личности.
Задачи :
1. Обогатить опыт детей элементарными экологическими знаниями о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Развивать познавательный интерес детей к миру природы.
3. Способствовать воспитанию гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
4. Развивать у детей познавательную активность, навыки самостоятельности, умение работать в коллективе.
5. Сформировать осознанное отношение к живой и неживой природе и желание ее уберечь.
6. Помочь осознать, что человек и любое другое существо в природе являются ее частью, они взаимосвязаны друг с другом и имеют право на жизнь.
7. Активизировать участие родителей в реализации различных экологических проектов.
Для формирования экологических представлений дошкольников мною организовано множество проектов, различных по своей продолжительности. Реализация проектов проходила через все виды деятельности воспитанников – непосредственную образовательную деятельность, совместную и самостоятельную деятельность детей.
В ходе работы над проектами использовала разнообразные формы работы с детьми: закаливающие мероприятия, экскурсии, выполнение работ из природного материала, разнообразные игры (подвижные, дидактические, спортивные, игры – путешествия).
Все задания в проектах старалась направить на формирование у детей способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видение неизвестного в известном. Я заранее моделирую проблемную мотивацию, дети самостоятельно предлагают различные пути решения проблем.
В своей работе я применяю разные типы проектов. Одним из них является познавательно – исследовательский проект «Волшебное превращение воды или путешествие капельки», целью которого было познакомить детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями, показать огромное значение в жизни человека и всего живого.
В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, исследовали воду, снег, лед, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и т. д.
Продуктом данного проекта стала иллюстрированная книга «Берегите воду» и картотека опытов с водой.
Проектную деятельность я рассматриваю как особый механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Прежде, чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, провожу просветительскую работу с родителями. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость, нехватку времени. Но позже они осознали, как это важно для самого ребенка, их самих увлек процесс нахождения ответов на вопросы.
Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в работе над проектом, но также являлись непосредственными участниками образовательного процесса.
В процессе работы над проектами дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и сами подсказывают проблемы и возможные пути их решения.
Одним из таких проектов с детьми старшей группы стал творческий проект «Пернатые друзья».
Проект был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Дети совместно с родителями изготовили кормушки из различного материала. Затем дети, родители и педагоги развешали кормушки на участке детского сада. В течение всего зимнего периода дети постоянно носили корм для птиц и кормили их.
В ходе проекта дети изучили особенности поведения птиц в зимнее время, получили знания о перелетных и зимующих птицах. Делали выводы, какие именно кормушки нравятся птицам (с крышей – защитой от снега, с бортиками – защитой от ветра). Исходя из наблюдений, предлагали варианты изготовления кормушек. Совместно с родителями подбирали материал для изготовления.
Итогом проекта стала акция «Покормите птиц зимой» и презентация кормушек на участке группы. Дети самостоятельно стали следить за состоянием кормушек, ежедневно кормить птиц.
Самым значимым для детей подготовительной группы стал проект «Наш друг – природа!». Проект носил комплексный характер –включал в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. К концу проекта планировала, что дети научатся видеть и понимать красоту природы, овладеют определенными знаниями в области экологии. Увидят, как человек воздействует на животный и растительный мир, как должен вести себя человек, чтобы сохранить природу. Данный проект формирует экологическую грамотность детей, осознание того, что нужно жить в мире и согласии с природой, развивает наблюдательность, творческие способности. Этот проект был долгосрочным и очень насыщенным по своему содержанию. Проводилась предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций о планете Земля, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры о живом мире нашей планеты, беседы «Какая она – наша планета», «Правила поведения в природе», экологические сказки о загрязнении нашей планеты, НОД «Планета Земля в опасности», «Наша планета», «Солнечная Система» и др.
Основным направлением данного проекта было нравственное и экологическое воспитание детей. Осознание ими своей принадлежности к нашей планете, принятие планеты как общего дома, о котором надо заботиться и ухаживать. И каждый человек может внести посильный вклад в общее дело всех людей на Земле.
При подборе материала для проведения образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы усвоение новых знаний приносило детям радость, провожу образовательную деятельность с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных и природных явлениях
Применяя принцип зонирования группового помещения, совместно с родителями создала предметно-развивающую среду, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе.
Включаясь в проектную деятельность, дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя исследователями, первооткрывателями. Радует, что даже очень застенчивые, сомневающиеся ребята в проекте почувствовали удовлетворение от совместной работы. Ведь то, что они не решались осуществить в одиночку, в группе друзей спокойно выполнили! Проект увлек детей основательно. Ребята продолжали свою исследовательскую работу и в выходные дни.
В результате проекта была создана книга «Правила друзей природы». Работая над этим проектом дети сделали шаг к новому проекту. Они узнали, что мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам долго, а есть такие, которые становятся ненужными и которые тоже загрязняют природу. Их называют бросовым материалом. Но оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что–то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение.
Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».
Тематические проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, "пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Совершенно очевидно что – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которой ребёнок развивается как субъект с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ.
Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.