Ольга Кульгейко
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».
Цель – развитие умения классифицировать предметы.
Задачи :
• систематизировать навык классификации предметов по признакам,
• систематизировать знания о свойствах предметов,
• развитие мышления, воображения.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов.
Содержание занятия :
Публикация «Занятие „Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)“» размещена в разделах
Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг, на сходство и различие предметов.
Игра: «Давай подружимся»
Раздаем детям картинки с изображением различных предметов.
Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Сопровождается игра словами: «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».
Например, картинки со следующими изображениями : снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки : снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.
Далее предлагаем поменять какой-то одно свойство у своего предмета, предварительно показав детям как это можно сделать с помощью предложенных ниже мини-схем :
Игра: «Что изменилось?»
большой ключ – маленький ключик,изменился размер,
деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.
После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку, можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна», «Слоненок» и другие, в которых с животными происходили разительные перемены: либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например, почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ).
Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов.
Игра «Общий предмет».
Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов : лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы. В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов : клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет, относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч).
Подобным образом можно подобрать, например, в один ряд (вертикальный) круглые предметы, во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт). Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов, как имеющий общий признак как одной группы, так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.).
Далее предлагаются игры, где дети сами могут загадывать друг другу слова-загадки, основанные на выделении общих признаков.
Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ)
Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.
Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Педагог сначала учит детей задавать вопросы по определенной схеме :
* объект рукотворный или природный,
- если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какому классу относится (мебель,транспорт и т. д.)
- если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)
Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.
В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня».
Данная игра учит описывать предмет, не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например : - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз).