Елена Цыцаркина
Проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды и поддержка культурных практик
«Создание развивающей предметно-пространственной среды
и поддержка культурных практик посредством
конструктивно-модельной деятельности
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 6 лет.
Продукт детской деятельности: выставка работ детского творчества.
Проблема проекта : сформировать у детей конструктивные навыки.
Публикация «Проект по созданию развивающей предметно-пространственной среды и поддержка культурных практик» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Название проекта : «Создание развивающей предметно-пространственной среды и поддержка культурных практик посредством конструктивно-модельной деятельности».
Актуальность проекта :
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование развивающей предметно-пространственной среды и формирование познавательных интересов. Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и указывает на необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуализации дошкольного образования и развитию предметно-пространственной среды и формированию познавательных интересов значительно способствовало оснащение нашего детского сада таким оборудование как конструкторы: «Развитие», «Цветной», «Архитектор-2», «Строитель-2», «3D-дизайн», конструктор-мозаика, «Поликарпова», «Пизанская башня», «Крепость с дружиной», металлические конструкторы, набор пластикового конструктора «Клискс», конструктор «Lego Wedo «первые шаги». Совершенно инновационный конструктор «Полидрон «Проектирование и «Мосты».Работа именно с этим конструктором проводится нами особенно углубленно.
Конструктор «Полидрон» - это уникальный конструктор, а именно «Полидрон-Проектирование» создан для обучения дизайну и технологиям, что позволяет выстроить логическую связь между математикой и проектированием. Конструктор «Полидрон – Мосты» поможет детям в игровой форме рассказать о строительстве и строителях и почувствовать себя на их месте. С помощью данного конструктора дети смогут понять основные принципы конструирования и работы простых машин. С помощью которого дети могут одновременно познавать мир фигур. Набор предназначен для групповой игровой деятельности и способствует развитию таких важнейших качеств личности, как тонкая наблюдательность, концентрация внимания, пространственное воображение. Все детали конструктора без усилий соединяются друг с другом.
К набору «Проектирование» прилагаются рабочие карточки. Комплектация: 4 рабочих панели, 1 короткое крепление, 4 длинных крепления, 1 круглое крепление, 6 малых шестеренок, 6 средних шестеренок, 6 больших шестеренок, 8 малых шкивов, 4 средних шкива, 2 кольца, 2 держателя, 17 стержней разной длины, 26 соединительных деталей для стержней, 44 стенки с отверстиями, 4 восьмиугольника с отверстиями, 74 рамки разной конфигурации, 24 прямоугольных треугольника, 8 равносторонних треугольника, 1 2-метровый шнур, 1 шнур с зажимом. Пропорциональное количество зубцов на шестеренках (8, 16 и 24) позволяет создавать множество новых моделей, не ограничивая фантазию ребенка.
Конструктор «Мосты» Комплект состоит из 72 равносторонних треугольников, 56 прямоугольных треугольника, 4 равнобедренных треугольника, 70 полых квадратов, 14 полых прямоугольников, 44 полных квадратов, 13 стержней разной длины, 4 шкивов, 2 держателей, 4 квадратов с отверстием, 2 прямоугольников с отверстиями, 2 прямоугольников с креплениями, 2 прямоугольных рамок, 6 петель, 15 подиумов, 6 шнурков, 2 подвесных шнуров. Так, например, опыт работы по развитию конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование конструктора «Полидрон» показал, что использование данного инновационного оборудования позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность детей.
Наборы «Полидрон» специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.
Конструктор «Полидрон», способствует реализации основных программных целей и задач.
Цель: стимулирование детского научно-техническое творчества по средством конструктора «Полидрон» и развитие интереса к конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать умение планировать процесс возведения постройки;
• Продолжать учить сооружать конструкции, объединенные общей темой. Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
• Учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
• Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
• Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части;
Развивающие :
• развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
• развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
• развивать коммуникативные компетенции;
• формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде;
• развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Педагогические технологии:
• Наблюдение
• •Рассматривание
• •Игровая ситуация
• •Дидактическая игра
• •Интегративная деятельность
• •Чтение
• Познавательно-исследовательская
• •Решение проблемных ситуаций
• •Разговор с детьми
• •Создание коллекций
• •Рассказ.
• Здоровьесберегающая
• ИКТ (использование компьютерных технологий)
Пространственные условия организации образовательного процесса
Конструкторское бюро.
Выставочный центр.
Наглядно – образный материал
Иллюстрации и репродукции;
Наглядно - дидактический материал;
Игровые атрибуты;
Открытки и иллюстрации для рассматривания.
Продукты реализации проекта :
• выставка работ детей ;
• конспект вечера досуга;
• презентация «Наши достижения»
• публикация материала;
• результаты анкетирования по вопросам продолжения работы над проектом.
Инновационность проекта : (в данном разделе указываем методики, технологии, ИКТ, ЭОР)
• Использование комплексного подхода, направленного на эффективный процесс интеграции образовательных областей.
• Использование информационно – коммуникативных и интерактивных форм и методик в организации образовательно – воспитательного процесса.
• Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Способы и направления поддержки детской инициативы : (Отражение учета ФГОС)
• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
• Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков.
• Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей.
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации проекта :
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Гимнастика для глаз.
• Элементы самомассажа.
• Физкультминутки.
Ожидаемый результат
дети научатся:
• Самостоятельно определять последовательность действий;
• сооружать постройки по схеме, замыслу;
• усложнять, преобразовывать работу;
• анализировать работу с учетом практического назначения;
• изобретать, исследовать, создавать;
• добавлять недостающие для завершения работы элементы;
• активизируется речь детей.
• возрастет познавательно- исследовательская активность детей.
• у детей сформируется интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности.
• приобретут знания о свойствах магнита и областях его применения.
Оборудование: конструктор «Полидрон» - «Проектирование», «Мосты».
Работа с родителями и социальными партнерами
Вовлечение родителей в совместную деятельность играет немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.
Данный проект предполагает сплочение детско-родительских отношений. Очень часто к детской деятельности с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями. В процессе реализации проекта планируется вместе возводить новые постройки, оформлять альбомы, организовывать фотосессии, а также использовать совместные игры детей и родителей, в качестве средства общения, и многое другое. Проектная работа даёт им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
- накопление положительного опыта взаимодействия семьи педагогов ДОУ;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- формирование интереса к детскому конструированию;
- активное участие родителей в жизни своего ребёнка.
Ожидаемые результаты работы детско-родительских отношений:
- рост посещаемости мероприятий в стенах дошкольного учреждения,
- доверительные отношения,
- рост педагогической компетентности родителей,
- полноценное общение с ребёнком в кругу семьи.
Взаимодействия с сотрудниками ДОУ:
• участие в педсовете с целью ознакомления с проектом, привлечение к активному сотрудничеству;
• проведение консультаций, мастер – классов;
• Проведение индивидуальных консультаций по разделу конструирования.
Область применения моделей созданных из конструктора :
• Использование «Полидрон»непосредственно для конструктивно-игровых целей.
Созданные моделей, которые дети будут использовать в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Полидрон помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с элементами Полидрона стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Созданные постройки из Полидрона можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
• Использование Полидрона при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.
Игровые ситуации с элементами помогают при постановке звуков, исправлении ошибок звукопроизношения, в работе над ритмико-интонационной структурой речи. Игровые приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о психотерапевтическом воздействии данного конструктора.
• Использование Полидрона в процессе диагностики.
Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с магнитным конструктором позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Практическая значимость : Данная работа может использоваться другими педагогами. И дает возможность для организации кружка по коструктивно-модельной деятельности.