Галина Рыжкова
Конспект занятия по воспитанию любви к родной природе посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к родной природе через фольклор
Галина Рыжкова
Воспитание любви к родной природе через фольклор
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям:
Публикация «Конспект занятия по воспитанию любви к родной природе посредством фольклора» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» в средней группе на тему: «Воспитание любви к родной природе через фольклор»
Составила:
Рыжкова Г. В.
воспитатель
1категории
Чебоксары, 2016г.
Цель: Воспитание любви к родной природе через фольклор на (русском языке).
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с потешками, закличками, считалками, пословицами и поговорками; - знакомство с чувашским Улып – Батыром – героем чувашской мифологии.
Развивающие:
- развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения;
- развитие коммуникативных умений,
- развитие ловкости, координацию движений, действовать по правилам, - развитие интереса к чувашским народным играм.
Воспитательные :
- воспитание любви и бережное отношение к культуре своего народа.
- формирование доброжелательного отношения к окружающим.
Материалы: Слайды с полем, солнцем, реки, родника.
Презентация про Улыпа - Богатыря.
Пульверизатор с водой, ткань синего цвета.
Видео ролики с речки и с родника.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Социально – речевое развитие». «Физическое развитие». «Речевое развитие».
Ход занятия : В. : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
В. : Какое сейчас время года?
Д. : Весна
В. : Какие месяцы весны вы знаете?
Д. : Март, апрель, май.
В. : До весны какое было время года?
Д. : Зима.
В. : Правильно, недавно была зима, было все белым-бело, много снега, холода, сейчас совсем другая картина. Недаром в народе говорят:
«Как зима не злиться, а весне покорится», или «Была белая и седая, пришла зеленая, молодая».
Природа надела свой новый наряд, зеленый.
В. : В праздники вы ездили на дачи, в деревни со своими родителями. Сегодня мы с вами тоже поедем за город. Посмотрим, понаблюдаем.
В. : Садимся в автобус, тронемся в путь. Слайд 1 (поля)
В. : Посмотрите, за окном распахнутое поле. Что-то будут тут сажать? Правду говорят:
«Весной день упустишь - годом не вернешь».
«Весенний день целый год кормит».
В. : Остановимся, поможем с полевыми работами.
В. : Нужно выбрать водящего.
Д. : Считалку. 1. Ик кишр, пр сухан, эп юлатп, эс тухан.
2. Прре, икк, ви. урх каламастп. Эс - пур, эс - ук, эс - тух. Или другие считалки.
В. : Поиграем «В поле». Один из игроков выбирается ведущим, остальные встают в круг; ведущий, выходит в середину круга и закличет (дает команды) :
Видел в поле я крестьян, Они пашут вот так,
Они пашут вот так.
Видел в поле я крестьян,
Они сеют вот так,
Они сеют вот так.
Видел в поле я крестьян,
Они полют вот так,
Они полют вот так.
(Дети выполняют физические упражнения)
В. : Молодцы. Вспахали, просеяли, пропололи. Чего не хватает?
Д. : Дождя.
В. : Правильно, дождя. Ребята, давайте закличем дождичка.
Д. : Тучка, тучка,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик лей,
Дождик лей,
Бочком масла угощу,
Бочком меда напою!
Из пульверизатора брызнуть водой. Вот вы закликнули дождичка, дождик орошал и поле, даже вас успел намочить, но чего-то теперь не хватает? Послушайте загадку:
«Светит, светит, всех согревает».
Д. : Солнышко.
В. : Закличем солнышко, а за - одно и поиграем.
Д. : Считалочка.
Игра «Солнышко».
Среди игроков выбирают водящего-солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берут за руки и водят хоровод:
Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче,
А зима – теплее,
А весна - милее.
Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.
Слайд 2 (Солнца.)
В. : Вот и солнышко появилось, как оно засияло, обрадовалось вашей закличке и игре.
Но нам пора отправиться дальше в путь.
Едут дальше на автобусе.
В. : Ой, там что- то сверкает, тянется. Спустимся в овраг, посмотрим ребята. Дети садятся на стулья.
В. : Загадка: «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит, не выбежит». (Река) Слайд №3 (Слайд реки) или (видео ролик с местной речкой).
В. : Река берет свои истоки из родника. Слайд №4 (Слайд Родника) или
(видео ролик с местным родником).
В. : Хотите послушать сказку про этот родник. Этот родник называется «Сисл шыв» по другому «холодная вода».
Давным – давно, здесь жил Улып- богатырь.
Слайд№5 (слайд Улыпа - Богатыря).
Однажды враги напали на эту землю. И Улып- Богатырь отправился воевать против них за эту землю. У Улыпа - Богатыря оружием была большая дубина.
Слайд№6 (Слайд оружия Улыпа – Богатыря, дубина).
Улып – Богатырь кинул свою дубину высоко против врагов. Дубина пронзилась в землю и из этого недра источилась прохладная, исцеляющая холодная вода. Она не замерзает в суровые зимы и дает прохладу в летний зной. Глоток родниковой воды утоляет жажду, бодрит, укрепляет здоровье и исцеляет.
(Видео ролик с родниковой водой).
Долго можно смотреть на журчащую воду. Но мы можем поиграть.
Подвижная игра «Родник».
На земле чертят параллельно друг другу две линии на расстоянии 30-50 см - это родник. Игроки встают друг за другом на одну сторону родника и говорят :
Родник живой,
С ключевой водой. С колдовской, студеной, Снеговой, холодной.
Игроки боком перепрыгивают через родник на другую сторону.
(В помещении используем длинную синюю ткань шириной 30 – 50см, место речки).
Правила игры. Игроки стоят у родника, обхватив друг друга за пояс. Игроки, перепрыгнув через родник не должны касаться воды. Коснувшейся воды, выбывает из игры.
В. : Родник посмотрел, послушал вас ребята, и нас не хочет отпускать, не дав, испив живительной, целебной воды.
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с родниковой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей любви, добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своей любовью, здоровьем, добром. И скажем роднику спасибо.
Мы с вами сегодня много попутешествовали. Кому что понравилось?
Ответы детей.
В. : Пора возвращаться домой. Сели на автобус и отправляемся в садик.
Использованная литература:
1. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания/Науч. ред., сост. С. Н. николаева. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
2. Мурашкина Т. В. «Загадки родной природы» :примерная парциальная образовательная программа/Т. В. Мурашкина. – Чебоксары6Чуваш. КН. изд – во, 2015.
3)Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» :примерная парциальная образовательная программа /Е. И. Николаева. – Чебоксары6Чуваш. КН. изд – во, 2015.
4)Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: учебно – методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
5) Чувашские легенды и сказки: пер. Семена Шуртакова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд – во, 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
6) Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
7) Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
8)Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
1979.
9) Улып: Чувашский народный эпос. Собрал и изложил Ф. Сюин. перевод А. Дмитриева. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. — 462 с.