Салахова Татьяна
Реализация проекта «Ложечка» в рамках изучения лексической темы «Посуда» с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор данного проекта был «подсказан» детьми нашей группы. Контингент детей разнообразен, у нас в группе есть и дети с расстройством аутистического спектра, для которых характерно особое внимание к деталям предметов, их запаху, тактильному восприятию, это и послужило поводом для создания проблемной ситуации. Однажды, во время игровой деятельности мальчик с РАС, взяв в руки деревянную ложку из уголка музыкальных инструментов, стал ощупывать её, нюхать, прижимать к лицу. Это не осталось незамеченным для остальных ребят. Тогда они активно включились в процесс: стали сравнивать ложки по цвету, форме, «звуку». Такое «знакомство» совпало с изучением лексической темы «Посуда» и идеей создания проекта «Ложечка».
Публикация «Реализация проекта „Ложечка“ в рамках изучения лексической темы „Посуда“ с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : социализация детей с ОВЗ через реализацию проекта «Ложечка» в рамках изучения лексической темы «Посуда»
Задачи:
развивать представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая)
обогащать знания детей о разнообразных предметах чайной посуды
расширять представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса, стекло)
совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение и фантазию ребенка
Тип проекта : коллективный, познавательно - творческий
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, специалисты
Длительность проекта : долгосрочный (1-2 месяца)
Проект «Ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о чайной посуде, быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к художественно - эстетическому развитию, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром в рамках лексической темы «Посуда» дети познакомились с родиной деревянной ложки –Египет, узнали о материалах и способах изготовления ложек. Так у нас родилась идея создания мини - музея «Ложечка».
А после знакомства с выступлением ансамбля ложкарей «Озорники» и появлением заинтересованности у детей было решено создать свой ансамбль «Ложкарята».
Наш проект состоит из трех этапов:
1)Подготовительный
2)Основной
3)Заключительный
На первом этапе осуществлялся:
- подбор художественной литературы для чтения;
- подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания;
- подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания игры на ложках;
- подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом и промыслами;
- составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.
На втором этапе:
читали, художественную литературу: Кристиан Пино «История деревянной ложки» (в сокращении, сказка «Жихарка»;
играли в дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда?», «Ложки разные бывают» (по размеру, «Из чего ложечка?» (материал, «Для чего и почему?» (по назначению);
обучались сюжетно-ролевой игре «Магазин посуды»;
для развития общей моторики проводили игру-забаву: «Пронеси – не урони!»,
были проведены дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола»;
разучивали ритмические упражнения «Ложкари»
развивали познавательную активность с помощью использования метода рассматривания и классификации ( находили ложки по заданному описанию: огромные, маленькие, средние, большие и малюсенькие,шершавые, гладкие, деревянные,холодные, горячие);
подбирали экспонаты для мини – музея «Ложечка»;
на занятиях по художественно – эстетическому развитию (изобразительной деятельности и лепке) с детьми с помощью разнообразных приёмов были изготовлены и расписаны ложки из соленого теста. Лучшие работы нашли место в мини – музее.
На третьем этапе провели открытое занятие «Ай да ложка, ложечка» с участием родителей и презентовали свой проект.
Данный проект был очень интересен родителям, которые охотно откликнулись и помогали в поиске экспонатов для мини – музея, а также приняли участие в мастер – классах по изготовления ложек из глина и ложковых кукол.
Благодаря использованию проекта «Ложечка» удалось добиться следующих результатов:
Дети успешно усвоили лексическую тему «Посуда» (различают предметы столовой и чайной посуды, определяют назначение предметов посуды, размер, дают качественную оценку предметов);
Воспитанники проявляют самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры;
Дети используют народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности;
Ребята проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового;
Дети проявляют интерес к малой Родине, родному краю и истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включаются в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев
Таким образом, использование проекта «Ложечка» в рамках изучения темы «Посуда» вызывает интерес, творческую заинтересованность у детей, проводит к повышению качества образования и воспитания детей с ОВЗ.