Хапаева Лариса Борисовна
Реализация педагогического взаимодействия с педагогом-психологом в ходе работы с детьми с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Реализация педагогического взаимодействия с педагогом - психологом в ходе работы с детьми с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте
2 слайд. Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Публикация «Реализация педагогического взаимодействия с педагогом-психологом в ходе работы с детьми с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
3 слайд. Группы детей с ОВЗ:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
дети с расстройством аутистического спектра.
Что же такое аутизм?
«Аутизм- это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течении первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства»
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающий за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
4 слайд. Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией. Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
Нарушается взаимодействие с социумом
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения
Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка
Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом
5 слайд. Понятие «Сопровождение»
Сопровождение - это специально организованный и контролируемых процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций (Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский);
Психолого-педагогическое сопровождение определяется как целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка с ОВЗ в образовательной среде. (М. Р. Битянова)
6 слайд. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка с ОВЗ и сопровождение процесса его воспитания, коррекции имеющихся отклонений
2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
7 сайд. Этапы психолого-педагогического сопровождения
• Ориентировочно- диагностический этап (определение содержания предстоящей работы, изучение особенностей ребенка)
• Поисково-вариативный этап (разработка АОП на основе мониторинга конкретного ребенка)
• Практико-действенный этап (реализация АОП)
• Аналитический этап (анализ результатов)
8 слайд. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ рассматривается как междисциплинарная деятельность специалистов образовательной организации во взаимодействии, направленная на развитие и оптимальное включение ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность и общение с другими воспитанниками.
9 слайд. Задачи сопровождения ребенка с ОВЗ во взаимодействии воспитатель-психолог:
• помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в развитии, обучении, социализации
• психолого - педагогическое обеспечение АОП
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей
10 слайд. Ориентировочно – диагностический этап
Педагог -психолог
• знакомство с мед картой
• изучение особенностей ребенка
• обработка результатов
• ознакомление воспитателей с особенностями ребенка с ОВЗ
• помощь воспитателям в создании психологического комфорта в группе для остальных детей
Воспитатель
• обозначение проблемы
• наблюдение за ребенком
• заполнений листа наблюдений
• знакомство с семьей
11 слайд. Поисково – вариативный этап
Педагог - психолог
• участие в ПМПк
• составление плана работы с ребенком для АОП
• помощь воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к ребенку
Воспитатель
• участие в ПМПк
• поиск методов и приемов для осуществления индивидуального подхода к ребенку
• обеспечение психологического комфорта детей в группе
12 слайд. АОП
АОП составляется на воспитанника с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.
С учетом индивидуального подхода к ребенку создается комфортный психо - эмоциональный режим, который способствует сотрудничеству («ребенок -воспитатель», «ребенок - психолог»).
13 слайд. Практико – действенный этап
Практико – действенный этап
• проведение коррекционно-развивающих занятий
• посещение и анализ занятий, режимных моментов
• консультации для педагогов и родителей
Воспитатель
• осуществление индивидуального подхода к ребенку
• осуществление коррекционно – развивающей работы с ребенком
14 слайд. Аналитический этап
Педагог - психолог
• участие в ПМПк
• мониторинг развития
• анализ динамики развития ребенка
• подведение итогов
Воспитатель
• участие в ПМПк
• мониторинг развития
• анализ динамики развития
15 слайд. Памятка для педагогов.
16 слайд. Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе?
• Не выпускайте ребенка из поля своего зрения.
• Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
• Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
• Придерживайтесь определенного режима дня.
• Соблюдайте ежедневные ритуалы.
• Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
• Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
• Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
• Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
• Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
• Всё общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
17 слайд. Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены – ваши усилия не пропадут даром.
18 слайд. Спасибо за внимание!