Елена Серебрякова
О возможности мелкой моторики в коррекционной работе логопеда.
▼ Скачать + Заказать документы
(Из опыта работы)
Серебрякова Е. С.
Учитель логопед МБДОУ №140 г. Воронеж.
Аннотация: развивать мелкую моторику пальцев рук, связную речь, мышление, воображение. Корректировать и закреплять звукопроизношение.
Публикация «О возможности мелкой моторики в коррекционной работе логопеда,» размещена в разделах
Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Эти вопросы являются главной задачей для педагогов и родителей. Я хочу остановиться на одной из важных аспектов этой проблемы — развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Известно: уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита связная речь. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, сталкиваешься с несоответствием развития движений пальцев рук и возраста. Поэтому слабую руку дошкольника необходимо развивать. Так на логопедических занятиях стараюсь использовать новые игровые приемы, способствующие развитию мелкой моторики руки.
Использование новых непривычных игровых приемов для закрепления логопедического материала, оказывает положительное воздействие на речевое развитие ребенка, на его психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
Успешным помощником в развитии мелкой моторики в моей коррекционной работе стала лепка.
Лепка — самый эффективный и действенный способ развивать у ребенка мелкую моторику и одновременно закреплять логопедический материал. Во время лепки дети учатся передавать формы и цвета окружающего мира, учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт—чувство пластики, формы, веса, формируются навыки ручного труда.
В наше время предлагается большое количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоеное тесто, и другие. Детям дошкольного возраста лучше лепить из пластилина более мягкого и пластичного. Поэтому на своих занятиях я использую новый пластилин на растительной основе «ARTBERRY». Изготовленный на основе натурального теста, с яркой палитрой цветов и безопасный, он идеально подходит для разных приемов лепки и моделирования и открывает возможности для развития фантазии, творческих способностей ребенка. Такой пластилин не токсичен, не оставляет следов на одежде, легко смывается водой.
Лепить из такого пластилина – увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Очень нравиться детям аппликационная лепка. Пластилин пальцами легко размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, затем его поверхность выравнивается, рисунок далее украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета. Цвета пластилина «ARTBERRY» хорошо и легко смешиваются между собой, на их основе получаются новые оттенки.
Аппликационную лепку можно проводить и на других занятиях, также дома.
Так, например, в конце занятия по теме Звук «У» дети с удовольствием лепили Улитку. Сначала мы рассматривали ее на картинке, из чего она состоит, узнали, где проживает, какую пользу приносит, беседовали о целебных свойствах улиток. Затем дети выбрали цвета и приступили к лепке. На специальной доске сначала скатали 2 больших шарика, и раскатали из них 2 жгута. Один жгут загнули вверх—это тело улитки. Второй жгут скатали спиралькой и присоединили к телу. Два маленьких шарика прикрепили к щупальцам, это глазки.
Улитки получились очень симпатичные, и дети забрали их в группу показать воспитателям и родителям.
Закрепляя тему «Продукты питания», дети творчески подошли к лепке кондитерских изделий. С веселым интересом лепили торты, пирожные, украшали разными фруктами, используя цветной пластилин. Несколько детей слепили мороженое, с помощью креманки и шприца. Используя шприц, белый пластилин легко превращается в мороженое, затем дети тоже творчески украсили этот десерт.
На занятии «Цветы для мамы» дети с удовольствием готовили сюрпризы: аппликационная лепка-Цветы. Сначала дети рассказывали о своих мамах, бабушках, читали о них стихи; играли в логопедические игры, беседовали о подарках для мамы. Дети решили, что самым лучшим подарком для мамы будут цветы. Провели опрос: Какие цветы знаете? Какие цветы любят мамы, провели дидактическую игру «Один-три-пять» (цветы). И в конце занятия дети получили на картонных листах образцы-рисунки цветов в вазе. Сначала ребята самостоятельно выбрали из предоставленных образцов понравившиеся цветы и приступили к работе. С помощью разноцветного пластилина дети проявляли фантазию и очень старались. В работе помогала логоритмическая речевка :
Из цветного пластилина
Вылеплю комочек,
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок приготовлю я,
Самая красивая мама у меня
«Букеты получились очень красивые, такие цветы никогда не завянут, и долго будут радовать ваших мам»,-так завершилось праздничное занятие.
Хотелось бы, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно, не только в детском саду, но и с родителями дома. Тогда положительный эффект в развитии речи, мышлении, здоровье ребенка будет неотъемлемым.