Елена Пышкова
Перспективный план работы по образовательной области «Познавательное развитие» «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь 1 и 2 нед. Мониторинг
3-я нед. Во саду ли, в огороде (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 36) Расширить представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть. Формировать общее представление о пользе овощей и фруктов. Формировать желание делиться впечатлениями. Карточки с изображением овощей, фруктов и ягод на каждого ребенка. Две корзины, муляжи овощей, фруктов и ягод. Тарелочки, ложечки на каждого ребенка. Сушеные овощи (морковь, дыня, фрукты (яблоки, груша, ягоды (малина, шиповник). Игровые фишки.
Публикация «Перспективный план работы по образовательной области „Познавательное развитие“ „Мир природы“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Беседа, игровая деятельность, рассматривание, наблюдение.
Беседа о выращивании урожая у себя в саду, на огороде или на даче. Приглашение на занятие родителей. Рассказ родителей про свой урожай, про совместную деятельность с детьми.
4-я нед. Экологическая тропа осенью (на улице). (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 38) Расширить представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.
Объекты природы на участке детского сада: клумба с цветущими растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник. Дед Природовед. Поднос. Беседа, экскурсия, рассматривание, наблюдение.
Сбор букета из осенних листьев. Рассматривание собранных букетов, сосредоточение внимания на красоте осенних листьев.
Октябрь 1 нед. Берегите животных (4 октября всемирный день животных). (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 41) Расширить представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширить представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Формировать представление о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её.
Плакаты на тему «Берегите животных!». Изображения животных и предметов, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клей-карандаш, ножницы, лекала, и т. д. Пять листов ватмана. Плакаты с изображением зверей, птиц, рыб и насекомых. Беседа, показ, экскурсия, рассматривание, наблюдение, трудовая деятельность. Посещение выставки плакатов. Самостоятельное оформление плакатов на тему «Берегите животных».
2 нед. Прогулка по лесу (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 42) Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов : лиственный, хвойный, смешанный. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Ноутбук, медиапроектор; слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенек. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Раскрашивание картинок с изображением растений и оформление книги «Растения леса».
Ноябрь 1 нед. Осенины (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 45) Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Развивать познавательную активность, творчество.
Костюм Осени, муляжи овощей и фруктов. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Рассказ про праздник Осенины. Отгадывание загадок на тему «Осень». Исполнение песни «Осенины на Руси». Оформление выставки «Дары осени».
2 нед. Пернатые друзья (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 49) Формировать представление детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Два комплекта картинок с изображением птиц; нагрудные знаки «Знатоки птиц!»; подарки для детей; посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Беседа, показ, проведение викторины, наблюдение. Викторина «Пернатые друзья». Отгадывание загадок. Игра «перелет птиц» В свободное время дети и родители делают кормушки для птиц.
Декабрь 1 нед. Покормим птиц (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 53) Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами. Не мешая им. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период, развивать эмоциональную отзывчивость.
Деревянная кормушка для птиц. Корм для птиц. Костюм для Деда Природоведа. Книги о птицах (Роньшин В. Птичьи секреты – М., 2009; Детям о русской природе. Птицы. Книги 1, 2. По произведениям Д. Н. Кайгородова. – М., 2009). Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, трудовая деятельность. Закрепление кормушки на ветках или стене дома, оснащение её птичьим кормом. Предложение родителям вместе с детьми развесить кормушки у себя во дворе.
2 нед. Как животные помогают человеку (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 55) Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности и словарный запас. Ноутбук, проектор. Презентация «Как животные помогают человеку». Бумага формата А4, цветные карандаши. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Показ слайдов с изображением животных. Рисование картинок на тему «Собака – друг человека», составление рассказа по картинкам.
Январь 1 нед. Зимние явления в природе (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 57) Расширить представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в прцессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество.
Резиновый мяч. Розетки со снегом, маленькие и большие льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечки, поднос, синие бумажные шестигранники, белые гуашевые краски, кисти №4, салфетки, баночки с водой. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, трудовая и игровая деятельность. Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы – загадки о природе» – «Зимние братья». Д/и Придумай слово. Экспериментирование «Зимние явления в природе». Создание коллективного пано «Мороз окошко расписал!».
2 нед. Экологическая тропа в здании детского сада (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 59) Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать связную речь. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать творческую активность.
Схема маршрута экологической тропы; объекты экологической тропы – комнатное растение кливия, аквариум с золотой рыбкой, клетка с волнистыми попугайчиками, клетка с сирийским хомячком. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Рассказ педагога о животных и растениях детского сада.
Февраль 1 нед. Цветы для мамы (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 62) Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать позитивное отношение к труду, желание трудиться.
Узамбарские фиалки, 4 лейки; черенки для посадки, цветочные горшочки, камешки, земля, совки, Тряпичные салфетки. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, трудовая деятельность. Высаживание рассады комнатных растений в цветочные горшки.
2 нед. Экскурсия в зоопарк (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 63) Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен береч, охранять и защищать её. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. Презентация: животные в зоопарке. Мультимедийный проектор, ноутбук, нагрудные знаки для детей «караси» и «щука». Беседа, показ, рассматривание, наблюдение. Беседа о животных зоопарка. Высказывание детьми впечатлений. П/и Караси и щука.
Март 1 нед. Мир комнатных растений (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 66) Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Формирование желания помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям
Мультимедийный проектор, ноутбук; слайды с изображением комнатных растений в интерьере детского сада, офиса, магазина. Оборудование для ухода за комнатными растениями – палочки для рыхления, лейки, опрыскиватели с водой, тряпичные салфетки, клеёнка, тазики, фартуки. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, трудовая деятельность. Беседа с детьми о комнатных растениях. Демонстрация правильного ухода за растениями.
2 нед. Водные ресурсы земли (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 69) Продолжить знакомство с водными ресурсами.
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов : родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к воде.
Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бмага формата А2, ножницы, клей. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, игровая деятельность. Беседа «Что вы знаете о воде?». Игра «Ручеек». Д/и «Кто живет в реке». Отгадывание загадок. Игра «Море волнуется раз». Создание плаката «Берегите воду».
Апрель 1 нед. Леса и луга нашей родины (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 71) Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Развивать познавательную активность, творчество, инициативность. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать чувство коллективизма.
Проведение викторины. Занятие проходит в форме викторины «Что? Где? Когда?»
2 нед. Весенняя страда (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 73) Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающихся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агромом и т. д.).
Проектор, ноутбук, презентация «Весенняя страда»; куклы Хрюша и Степашка; гербарий «Стадии развития пшеницы»; зерна пшеницы и ржи; картинки для коллажа; клей, бумага, ножницы, салфетки. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, трудовая деятельность. Оформление коллективного пано «Весенняя страда».
Май 1 нед. Природный материал – песок, глина, камни (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 74) Закреплять знания детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.
Ноутбук, проектор, презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни». Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, проведение экспериментов. Исследование песка, глины и камней при помощи проведения экспериментов. Предложение продолжить исследования на прогулке с родителями.
2 нед. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», с. 77) Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитать бережное отношение к природе. Побуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.
Объекты природы на участке детского сада: клумба, пень, деревья, кустарники, скворечник. Костюм деда Природоведа (или игрушка). Цветочная рассада. Беседа, показ, рассматривание, наблюдение, трудовая деятельность. Прохождение объектов экологической тропы. Чтение стихотворения К. Романовой, беседа по содержанию стихотворения. Высаживание рассады на клумбу.