Светлана Спиридонова
Музейно-образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музейно – образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств воспитанников
Музейная педагогика в настоящее время имеет большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания, также большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В связи с этим, а также исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образования, нужно, чтобы был качественный подход к организации этой деятельности.
Публикация «Музейно-образовательное пространство как способ формирования патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
Исследования Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной и других авторов говорят о том, что детям дошкольного возраста доступны общеисторические сведения. Но понимание, что такое Родина у дошкольников своеобразно, оно тесно связано с представлениями о том, что ему особенно близко и дорого, с любовью к родным, к природе и окружающему миру. А средство пробуждения у детей патриотических чувств – детский музей, музей сделанный руками детей и родителей, одним словом, музейная педагогика.
Можно задать вопрос, нужен ли музей современному ребёнку? как он может повлиять на его познавательно-речевое развитие? Мы хорошо знаем, что современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, активны, с удовольствием познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики.
С педагогических позиций меняется подход к деятельности музея. Это позволяет говорить о его новой функции - социокультурной (музей располагает истинными ценностями). В 20 веке заметно возросла роль именно детского музея, т. к. привлекают значительно большее число посетителей.
В современном понимании «музей» это — «учреждение, занимающееся изучением, собиранием, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью» (толковый словарь Ожегова).
Фундаментом музейной педагогики является нравственное воспитание, духовность и эстетическое воспитание. Это как раз и способствует рождением основной идеи – интеграции музея и воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения. Музей в ДОУ - это специально организованное пространство всего детского сада, а может и группы, которое будет способствовать расширению кругозора детей и взрослых, повышению образованности, а также приобщению к вечным ценностям и привитию патриотических чувств.
Целью музейно – образовательной среды является – создание условий, которые будут обеспечивать нравственно – патриотическое воспитание и развитие предпосылок гражданского поведения детей дошкольного возраста. Создание мини-музеев в группах более чем актуальна.
Тематика мини-музеев может быть различной:
• «Деревянных изделий»,
• «Кукол»,
• «Лошадок»,
• «Колокольчиков»,
• «Мир транспорта»,
• «Русские народные сказки»,
• «Зайчат», «Лягушат», «Слоников», «Мишек»,
• «Тик-так»,
• «Мир камней»,
• «Матрёшки»…
Привлекая родителей к созданию в ДОУ мини — музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников. Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это симбиоз творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса. Музейная педагогика должна служить комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности и духовности дошкольников.