Татьяна Гайнатуллина
Консультация «Центр образования — единое воспитательное пространство детского сада и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
За 2015-2018 годы в г. Уфе возникло 14 Центров образования, в том числе, в Советском районе – 2: Центр образования № 15 и № 26.
Все новое – это хорошо забытое старое. Так в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века Д. Б. Эльконин вместе со своим последователем и соратником В. В. Давыдовым уже разработали подробный проект Детского центра. В 90-е годы идея объединения школы и детского сада нашла отражение в программах, непосредственно нацеленных на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней : «Золотой ключик» (1996, «Из детства – в отрочество» (1997, «Преемственность» (1999, «Сообщество» (1999). Сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования, тема приобретает особую актуальность.
Темочки:
Центр образования № 26 открылся 29.12.2015 года. Он представляет собой единое образовательное пространство учеников и детей дошкольного возраста. В одном четырехэтажном здании находятся и школа на 637 человек, и детский сад на 120 воспитанников. В детском саду располагаются 5 групп, в том числе группа кратковременного пребывания.
Цель нашего учреждения: обеспечить реализацию успешного развития каждого ребенка на ступенях дошкольного и школьного образования на основе единства обязательных требований.
Для того чтобы достичь этой цели нужны условия, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех видах их деятельности. Первым условием является предметно-пространственная развивающая среда. В нашем учреждении, когда детский сад и школа находятся в одном здании, детям представлен широкий спектр развивающих модулей. Воспитанники не только могут использовать центры и уголки групп, но также – кабинеты школы. В актовом зале ребята выступают в качестве артистов и зрителей, лыжная база, физкультурный зал, хоккейная площадка на улице служат как средства развития физических способностей детей дошкольного возраста. В шахматном классе занимаются и ученики, и воспитанники. Там проходят дополнительные платные занятия - кружок «Королевство шахматных наук», а также шахматно-шашечные турниры. В Центре образования находятся музей Боевой славы и Этнографический музей, созданные педагогами школы. Стало хорошей традицией – проведение экскурсий с дошкольниками в музеи, столовую, медкабинет Центра образования. Кроме того, воспитанники детского сада полюбили ходить в библиотеку. В классах для воспитанников детского сада проходят дополнительные платные услуги во вторую половину дня - «Грамотейка» и «Английский дошколятам». Их проводят учителя начальной школы. Таким образом, когда ребенок из детского сада переходит в школу, он не испытывает стресс, так как в это учреждение он уже ходил, знает его кабинеты, знает учителя, к которому он пойдет в первый класс. Результаты диагностики стрессоустойчивости детей, поступивших в первый класс в 2016-2017 учебном году показали: адаптация у детей, пришедших в первый класс из других детских садов длилась в среднем 1,5 месяца, а у детей детского сада Центра образования 1-2 недели. У них не было плаксивости, агрессивного настроя к учебному процессу. Заболеваемость у детей, пришедших из детского сада Центра образования в первом классе была значительно ниже их одноклассников.
Вторым условием является методическое обеспечение образовательного процесса. Центр образования реализует единую Программу развития. Детский сад строит свою работу по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе программы «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Совместно с Институтом педагогики БГПУ им. М. Акмуллы разработаны единые диагностические методики, по которым воспитатели и учителя начальных классов проводят мониторинг, а также контрольные срезы. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная карта-маршрут, которую заводят воспитатели и передают ее учителям. В ней записываются данные ребенка, результаты диагностик, проводимые в процессе его развития, а также психофизиологические особенности, которые вносятся педагогом-психологом и медсестрой. Наше учреждение разрабатывает проект Консультационного центра «Шаги в профессию». В котором ведется диагностирование детей по интеллектуальной одаренности, начиная со старшего дошкольного возраста, и дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение его до окончания школы.
Участники образовательного процесса : дети, педагоги и родители (законные представители) получают массу преимуществ от открытия и функционирования единой образовательной среды детского сада и школы. Ребенок, посещая детский сад, находящийся в стенах школы, чувствует себя более значимым (так как дети всегда хотят быть старше, начиная с кризиса трех лет – «я сам», у него поднимается самооценка. У ребенка-дошкольника появляются более старшие друзья – школьники, которыми он также начинает гордится, школьники учатся заботиться о младших, у них воспитывается чувство заботы о ближних, эмпатия. Воспитанникам очень нравится участвовать в мероприятиях со школьниками. За время существования Центра образования начали складываться традиции участия воспитанников детского сада в ежегодных праздниках и мероприятиях, уже ранее проводимых в школе. На Параде успеха теперь чествуют не только победителей школьных олимпиад и конкурсов, но и воспитанников детского сада, победивших на олимпиаде «Мы – гагаринцы!», в конкурсе «Молодо – не зелено» и др. Ко Дню Великой Победы проходит праздник, на который приглашаются ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей, а воспитанники вместе со школьниками готовят для них концертную программу. Также создаются совместные театральные проекты.
Педагоги повышают компетентность на совместных педагогических советах, семинарах, методических объединениях. Также команда педагогов Центра образования участвует в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах, где происходит неформальное общение, что сближает коллективы учителей и педагогов детского сада.
Родители также отметили положительную сторону единого пространства детского сада и школы. Особенно это удобно для тех, кто имеет двух и более детей: один посещает школу, а другой – детский сад. Приходят же они в одно учреждение. Когда проводятся общие родительские собрания, один родитель может быть от школы и от детского сада. Когда родители приходят на субботник, они знают, что облагораживают территорию и на данный день, и на будущее, так как ребенок пойдет именно в эту школу. Это является дополнительной мотивацией для привлечения родителей в общественные мероприятия. Также мы внедряем совместные выставки и праздники для детей и родителей школы и детского сада.
Но есть еще ряд проблем в достижении поставленной нами цели. Это кадровое обеспечение – требуются воспитатели и помощники воспитателя. Постоянное обновление технических средств развития детей в современном обществе проникает и в дошкольные учреждения. Нам бы хотелось, чтобы у наших педагогов и детей также были новые информационные ресурсы, развивающее оборудование. И в планах на будущее у нас совершенствование предметно-развивающей среды и детского сада, и школы, а также ждем квалифицированных и желающих применить свои знания на практике педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод, что единое образовательное пространство детского сада и школы в стенах одного учреждения является хорошим условием развития всесторонне развитой, конкурентно способной личности ребенка.