Галина Тимофеева
Развёрнутый план-конспект мастер-класса «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развёрнутый план - конспект мастер-класса.
Тема мастер-класса: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей».
Педагог-мастер: Тимофеева Галина Владимировна.
Продолжительность мастер-класса: 20 минут.
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, освоение опыта работы по конструированию, как средства творческих способностей ребёнка.
Публикация «Развёрнутый план-конспект мастер-класса „Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Задачи: Сформировать у педагогов представления о возможностях применения конструктора как средство развития творческих способностей ребёнка. Передать инновационный педагогический опыт в практическую деятельность педагогов. Развивать интерес к нетрадиционным способам работы с материалами. Создать и поддерживать условия для развития творческого потенциала.
Оборудование: проектор для просмотра презентации.
Раздаточный материал:
*Горох нут. (размоченный)
*Зубочистки деревянные.
*Одноразовые пластиковые тарелочки.
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я Тимофеева Галина Владимировна воспитатель ГБДОУ №23 Приморского р-на. Общий стаж работы в ДОУ 24 года. Педагогический стаж 21 год; высшая квалификационная категория.
В этом году тема моего самообразования «Развитие детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности». Работая в этом направлении, стараюсь использовать разные виды конструктора: классические, такие как лего, плоскостного моделирования, деревянный напольный строительный материал, конструирование из бумаги, а также нетрадиционные виды такие как конструирование из бросового природного материала (долманы, крышки из под сока и другие виды.
Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании.
Конструирование –это одно из самых полезных занятий для детей. Пользу любого детского конструктора трудно переоценить. Ведь при сборке конструктора задействовано всё: восприятие форм и цвета, осязание, пространственное мышление.
Конструирование хорошо влияет на развитие мелкой моторик рук ребёнка, которая очень тесно связана с развитием речи и мышления. Соединяя части в единое целое, ребёнок учится логически мыслить, осваивает трёхмерное пространство, знакомится с многими возможными приёмами и комбинациями.
Конструктор помогает развиваться не только физически, но и творчески. Ведь каждый раз ребёнок создаёт что-то новое. И что самое главное, он играет!
А можно ли создать конструктор своими руками из самых неожиданных вещей и предметов? Оказывается можно!
Основная часть:
«Развивающий конструктор из гороха и зубочисток»
Такая простая и доступная вещь, как обычные деревянные зубочистки и горох, прекрасно подходят для детского творчества.
Конструктор из гороха – один из первых детских развивающих конструкторов, созданный Фридрихом Фрёбелем. Принцип конструирования – соединения отдельных деталей (палочек) в целые конструкции при помощи узлов соединения. Ажурные конструкции строятся легко и быстро. Достаточно только показать ребёнку принцип конструирования и его будет невозможно оторвать от этого занятия.
Из конструктора можно сделать любые объёмные поделки. Такие фигуры Фридрих Фрёбель называл «формами жизни». Это изображения тех предметов, с которыми ребёнок встречается в жизни. По другому – стериометрия.
Сегодня я хочу показать вам как сделать конструктор для детей за одну минуту. Гороховый конструктор. Этот конструктор пришёлся по душе и мне и нашим ребятам. В процессе работы с таким конструктором ребёнок развиваем: мелкую моторику, усидчивость, пространственное мышление, а также реализует свои творческие способности. Такой гороховый конструктор ценен для детей своей экологичностью, что очень важно. Горох даёт ребёнку исключительно приятные тактильные ощущения при соединении поделок. От занятия с таким конструктором у детей останутся только приятные впечатления. В процессе работы развивается также образность: вершины, стороны, грани обретают конкретный вид. Горох- вершины, зубочистки –стороны. Одно дело показать треугольник или нарисовать, а другое –сделать треугольник самому. Конструктор помогает надолго заинтересовать детей и родителей, что способствует укреплению детско-родительских отношений в семье. Думаю, что всем уже захотелось попробовать и приступить к самому мастер классу.
Этапы:
Предлагаю просмотреть небольшой видео ролик, на примере постройки «Звезда» из гороха и зубочисток.
Для изготовления поделки «звезда» я заранее замочила в горячей воде горсть гороха нут, оставив его разбухать примерно на 5-7 часов.
Далее, влажный горох перекладываем в ёмкость, на дно которой кладём мокрую тряпочную салфетку.
Прокалываем одну за другой горошины зубочисткой под нужным нам углом.
Продолжаем нанизывать горошины на зубочистки, собирая их в единую постройку.
Наша «звезда» готова.
-У вас на столах лежит уже готовый материал, это горох нут и зубочистки. Теперь можно начинать строить самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на острые края зубочисток под разным углом, как плоскостные, фигуры, цифры, буквы, так и объёмные, дома, ракеты, мосты и другие постройки, как подскажет ваша фантазия. (педагоги приступают к самостоятельной деятельности)
Как заниматься конструктором. Обязательно перед занятием необходимо познакомить детей с правилами безопасности во время работы с таким видом конструктора! Дети, быстро начинают чувствовать с какой силой нужно надавливать, чтобы горошина осталась целой.
Сначала дети учатся создавать простые плоские фигуры по образцу –треугольник, квадрат, прямоугольник. Затем можно приступить к трёхмерным фигурам –пирамиды, куб, по принципу «от простого к сложному». Когда дети освоят все возможности конструктора, то смогут придумать свои фигуры –столик, шкафчик, кроватку, дерево, а также интересные коллективные постройки.
Где можно использовать гороховый конструктор? НОД по формированию элементарных математических представлений; НОД по развитию речи (обучение грамоте)-конструирование букв; НОД по конструированию; Занятие –экспериментирование; Кружковая работа с детьми.
После того как конструктор собран и гороховая модель готова, нужно оставить её высохнуть. Высыхая, горох хорошо зажимает зубочистки, модель становится крепкой и её можно будет переместить. И она ещё долго будет радовать вас.
Предлагаю посмотреть несколько интересных вариантов построек из гороха и зубочисток.
Если под рукой гороха нет, его вполне можно заменить другими материалами, горох - на шарики пластилина, а зубочистки на ватные палочки без ваты, или спички без серы. Тоже получаются очень интересные поделки. Минус работы с пластилином в том, что нужно скатать достаточно много шариков, и пластилин имеет такую особенность как мягкость и при прокалывании он деформируется и поделки могут просто разваливаться, если в помещении достаточно тепло. Можно использовать мармелад как соединительный материал, даже виноград и маршмэллоу.
Заключительная часть: Смысл любого конструктора –знакомство ребёнка с азами геометрии, развития мелкой моторики рук ребёнка, развитие сенсорики, фантазии и творческих способностей. И чем больше вы придумываете для детей вариантов конструирования, тем лучше и быстрее они осваивают и познают окружающий его мир.
Рефлексия: Буду рада, если идея горохового конструктора пригодится в Вашей педагогической работе!
Итог: