Валентина Бориско
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Не забываем народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Посиделки с детьми и родителями
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Посиделки с детьми и родителями.
Тема: «Не забываем народные игры»
Публикация «Развлечение для детей старшего дошкольного возраста „Не забываем народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Программные задачи: продолжать знакомить детей, совместно с родителями, с русскими народными обычаями. Показать особенности проведения русских народных подвижных игр, «посиделок» с использованием закличек, дразнилок, пересмешек, мерилок, считалок, шуток. Обогащать словарный запас детей, умение объяснять содержание и правила игры, показывать элементы движений, выразительно и эмоционально использовать художественное слово, выполнять задания (по условиям игры) в ритме народной музыки. Формировать умение и желание самостоятельно играть в народные игры. Воспитывать нравственные качества: доброту, чувство коллективизма, ответственность, желание быть в числе победителей в играх, дружелюбие, сопереживание; понимание того, что русские народные игры ещё один из источников здоровья и физического развития.
Оборудование: декорации к сюжету «Посиделки в русской избе» : печь, керамическая посуда, игрушки по мотивам народно-прикладного искусства, скамейки, кот (игрушка) на печи. Фанты для игры «Почта», шапочка волка.
Ход развлечения.
1. Звучит русская народная музыка. Дети сидят в «избе» напротив друг друга на скамейках. Поодаль сидят родители с рукоделием в руках.
Воспитатель: Собрались девчонки и мальчишки в избе на «посиделки», а родители рядом с ними (в сторонке). Они заняты своими делами: кто шьёт, кто вышивает, кто вяжет, кто с малыми детьми играет.
Посмотрим, чем же заняты наши дети. Послушаем, что они друг другу говорят.
Игра «Пересмешники»
Егорушка –Егор полез через забор,
За гвоздь зацепился, весит – голосит:
- Снимите с забора бедного Егора.
Петя драться любит очень, с ним играть ни кто не хочет.
На друзей не дуйся, брат, - сам ты в этом виноват!
Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород.
Вова, Вова – карапуз, съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается, Вова отпирается:
- Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя!
Алёна – плакса, в тетради - клякса.
Возьми резинку – сотри слезинку.
Наша утка крякала, а Кирюша – якала,
«Я сумею, я смогу, я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко, якала Кирюшка!
Мы весной сажали сад, а Семён лежал у гряд.
Вот мы яблоки едим, а Семёну не дадим.
Нам лентяев здесь не надо! Выходи Семён из сада.
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
У тебя ленивы руки: под столом ремень и брюки,
На полу рубаха, Николай – неряха!
По-геройски Лена с ленью, воевала целый день,
Но, к большому сожаленью, победила Лену лень.
Растянулся в луже Яшка и чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой лужу сразу промокнул.
Сева сплетни узнаёт, а потом разносит.
Всем по сплетне раздаёт, хоть его не просят.
Воспитатель: (обращается к родителям) – Что делать? Как бы наши дети не перессорились. Давайте, мы их помирим.
- Расскажите, как вы в детстве мирились? (рассказы родителей)
- Дети, а вы какие мирилки знаете? (говорят дети)
- Оказывается, ваши родители для того, чтобы помирится, пользовались такими же. «мирилками», как и вы.
Воспитатель: Часто дети ссорятся, даже порой сами не помнят из=за чего. Вот мы сейчас это проверим.
Художественное слово «Мирись» (по ролям)
Кто кого обидел первый?
Он меня, и он меня.
Кто кого ударил первый?
Он меня. И он меня.
Вы же раньше так дружили!
Я дружил. И я дружил.
Что же вы не поделили?
Я забыл. И я забыл.
Ну тогда пора мириться:
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись.
Воспитатель: Ещё одним из способов, чтобы помирить детей, является игра. Надо научить детей играть вместе, дружно. Существует много разных игр, но мы сегодня (остановим) вспомним русские народные игры.
- Уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста, в какие народные игры вы играли в детстве? (ответы родителей)
- Дети, а какие народные игры знаете вы? («Горелки», «Жмурки», «Гуси – лебеди», «Кот и мыши», «Прятки», «Краски», «Кондалы», «Пекарь», «Щука и караси», «Ручеёк», «Догонялки»)
- Молодцы! Как много игр знают наши дети! Скажите, а кто учил вас играть в эти игры? (вопрос ко всем)
Игры передавались из поколения в поколение.
- Так почему же они называются народными? (Их придумал народ и народ передавал эти игры от старших к младшим в семье, во дворе, в школе, в детском саду и т. д.)
2. Воспитатель: Очень хорошо мирит детей и помогает им сдружиться, русская народная игра. «Ручеёк». Вы помните эту игру?
- Дети, кто расскажет, как играть в эту игру? (ребёнок рассказывает содержание)
- Быстро парами вставайте и игру начинайте.
3. Воспитатель: - Мы поиграли в народные игры, которые помогли нам сдружить детей, помирить. А существуют смешные, с юмором игры, которые вызывают у детей смех, радость, веселье. А смех и хорошее настроение – это залог здоровья.
Игра «У дядюшки Якова семеро детей…»
Семеро, семеро взрослых сыновей.
Вот с такими ушами, (глазами, носами)
Вот с такими руками, (ногами)
Вот с такой головой, (бородой)
Они ели, они пили, между собой говорили,
А делали вот так (показ движения).
Воспитатель: Все развеселились, у всех улыбки появились?
4. Воспитатель: - Много народных игр быстрых, подвижных, которые требуют физической силы, ловкости, выносливости. Может кто-нибудь из взрослых научит наших детей такой новой игре?
Воспитатель: Чтобы новую игру начинать, надо внимательно послушать, как в неё играть. Слушайте внимательно, не перебивайте. Все правила на ус мотайте!
Художественное слово: Первенчики, бубенчики, летали голубенчики.
По свежей росе, по чужой полосе.
Там в чашке орешки, медок, сахарок, а вот вам молчок!
Родители: Объяснют игру «Ляпка»
Водящий догнав кого-либо говорит: «На тебе, ляпку, отдай её другому». Тот в свою очередь называет имя ребёнка, который становится ляпкой и догоняет детей. Правило: быстро назвать имя «ляпки», чтобы не задерживать игру. (играем 2 минуты)
Воспитатель: Вот какие наши дети и родители быстрые, ловкие, внимательные.
5. Воспитатель: Есть народные игры, которые позволяют или требуют от детей проявление творчества, фантазии. Вы заметили, что почти в каждой игре нужно выбирать водящего? И здесь не обойтись без считалок. Наши дети знают очень много считалок.
Раз, два, три, четыре, кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!
Раз у нашего Степана караулил кот сметану.
А когда настал обед, кот сидит – сметаны нет.
Помогите-ка Степану – поищите с ним сметану.
Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их не идут, были тут – и нет их тут.
Где же зайчики? Ушли. Ты иди из поищи.
Тили-тили, тили-бом, сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
Поскорей сбегай в лес, сделай заиньке компресс!
Чики-чики, чики-чок, ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли, зажигали фонари,
Заглянули под кусток, под пушистый лопушок.
Где там спрятался сверчок? Поищи его дружок!
Воспитатель: Уважаемые родители! А какие считалки вы помните из своего детства? (читают родители) Молодцы ваши родители!
Вот сейчас по считалочке выберем водящего в игре «почта». Её научит вас играть мама. (рассказывает содержание и правила игры)
Игра «Почта».
Для игры нужны фанты, которые забирает у детей «почтальон – ведущий», если дети плохо выполняют задание «почтальона». Идёт перекличка детей с «почтальоном».
Почтальон: - Динь, динь, динь!
Дети: - Кто там?
Почтальон: - Почтальон.
Дети: - Откуда?
Почтальон: Из города Биробиджана.
Дети: А что в городе делают?
Почтальон даёт задание (пляшут, прыгают, делают зарядку, ползут, смеются, хлопают в ладоши, показывают рожицы и т. д.) Если есть фанты забранные у детей, то для их выкупа «почтальон2 с помощью детей придумывает задания : что этому фанту сделать? (сплясать, спеть, рассказать стихотворение, загадать загадку, прокукарекать и т. д.) (играем 2 минуты)
6. Воспитатель: И конечно, в народе не обходились без хороводных игр. Наши дети тоже знают и любят хороводные игры. Давайте в одну их них поиграем.
Игра «На горе-то калина»
7. Воспитатель: Вот мы сегодня остановились лишь на нескольких видах народных игр. Мы могли бы играть ещё долго здесь. Но время у нас ограничено. Хотелось бы узнать мнение детей и родителей : почему нельзя забывать народные игры?
Воспитатель: Помогают развивать у вас чувство юмора (умение понимать шутку, бороться с вредными привычками, умение подчиняться сговору и правилам в игре. Народные игры развивают ловкость, силу, сноровку, смекалку, вызывают хорошее настроение. И конечно, все это, укрепляет здоровье детей!
Ну, а в группе, дома, на улице вы ещё много узнаете русских народных игр и игр других народов нашей страны и с удовольствием будем приглашать ваших родителей.