МААМ-картинки

Развивающий диалог — новая образовательная технология

Морозова Анна
Развивающий диалог — новая образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы

Новая образовательная технология – «Развивающий диалог».

Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?

Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко

справляется. Да и говорит он менее связно и менее доказательно. Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога — заинтересованного разговора между равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае уже нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве.

Публикация «Развивающий диалог — новая образовательная технология» размещена в разделах

Развивающий диалог – универсальный инструмент развития, имеющий философскую и технологическую составляющую. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники, со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»).

Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.

Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве.

Задачами развивающего диалога являются следующие :

1. Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);

2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;

3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Воспитатель должен учитывать интересы и потребности детей, опыт, возраст, индивидуальные особенности детей, текущие события в группе.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах).

Первый этап: создание проблемных ситуаций.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

- Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете). Выдвигаются версии детей с обоснованием;

- Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии.

Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.

Следующий второй этап — проблемные вопросы.

Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера:

- Субъективный (Что вы думаете об этом,

- Уточняющий (Верно ли,

- Почемучкин (Объясните, почему,

- Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие,

- Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если).

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами.

Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т. д).

Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг, которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет.

В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.

Диалог с детьми не должен иметь жестких ограничений по времени как в большую, так и в меньшую сторону: он длится до тех пор, пока дети вовлечены и голос ребенка слышен- у детей возникают новые идеи вопросы и мнения. Таким образом любое занятие может растянутся на две –три встречи или быть, наоборот, очень коротким. Педагог должен уметь импровизировать по отношению к содержанию занятий, при этом учитывать точку зрения ребенка. Педагог может ввести в пространство общего обсуждения свой вариант решения, который станет еще одним равнозначным вариантом, наряду с детским. В процессе такого общения в группе появляется много рисунков, результатов работы с идеями, вопросами, гипотезами, и т д. Важно выделить место в группе место для их размещения, так что бы дети могли обращаться к ним в течения дня, подтверждения своего участия в жизни группы и опыта размышлений, опыта дискуссии. Это поможет укрепить взаимопонимание между взрослым и детьми, так как дети чувствуют, что воспитатель их уважает, им с ним интересно. Кроме того, можно приглашать в гости детей из других групп, родителей- на экскурсию и для того, чтобы делится интересным.

Так как для детей такие занятие- просто игра, рисование, прогулка и. т. д, педагог не подводит итоги- ни для отдельных занятий, ни для каждого цикла в целом. Эффективность занятий определяется не во время их проведения, а путем применения детьми диалектических мыслительных действий в другой деятельности.

Состоявшийся диалог развивает и обогащает обе стороны, и, аналогично, поиск и фиксация таких ситуаций жизни самого педагога свидетельствует об успешности проводимых занятий.

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Стихотворение «Диалог бабушки и внука» Тема войны - сложный, серьёзный материал в плане подачи его дошкольникам. Рассказывать о событиях тех далёких дней нужно доступными пониманию.

Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур»Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур» Фоторепортаж «Россия и Польша - диалог культур» Уже второй год продолжается дружба и сотрудничество между нашим детским садом «Золотая.

Фотоотчет «Диалог поколений»Фотоотчет «Диалог поколений» Как рассказать малышам о Великой Отечественной войне? Этот вопрос часто задаём мы себе. Ознакомление детей с этим праздником нельзя начинать.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии» Актуальность:Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться") 1. - Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться").1. -- Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все мои.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающий диалог — новая образовательная технология
Опубликовано: 16 мая 2023 в 20:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающий диалог — новая образовательная технология» (включая файлы) размещена пользователем Морозова Анна (УИ 2130839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД