Морозова Анна
Развивающий диалог — новая образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
Новая образовательная технология – «Развивающий диалог».
Диалог — это разговор двух равных. Но разве ребенок равен взрослому?
Ведь он меньше знает и не может решать те задачи, с которыми взрослый легко
справляется. Да и говорит он менее связно и менее доказательно. Однако если между взрослым и ребенком не будет диалога — заинтересованного разговора между равноправными партнерами, ребенок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае уже нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве.
Публикация «Развивающий диалог — новая образовательная технология» размещена в разделах
Развивающий диалог – универсальный инструмент развития, имеющий философскую и технологическую составляющую. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники, со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»).
Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.
Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве.
Задачами развивающего диалога являются следующие :
1. Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
Воспитатель должен учитывать интересы и потребности детей, опыт, возраст, индивидуальные особенности детей, текущие события в группе.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах).
Первый этап: создание проблемных ситуаций.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:
- Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете). Выдвигаются версии детей с обоснованием;
- Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии.
Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.
Следующий второй этап — проблемные вопросы.
Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера:
- Субъективный (Что вы думаете об этом,
- Уточняющий (Верно ли,
- Почемучкин (Объясните, почему,
- Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие,
- Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если).
Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т. д).
Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг, которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет.
В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Диалог с детьми не должен иметь жестких ограничений по времени как в большую, так и в меньшую сторону: он длится до тех пор, пока дети вовлечены и голос ребенка слышен- у детей возникают новые идеи вопросы и мнения. Таким образом любое занятие может растянутся на две –три встречи или быть, наоборот, очень коротким. Педагог должен уметь импровизировать по отношению к содержанию занятий, при этом учитывать точку зрения ребенка. Педагог может ввести в пространство общего обсуждения свой вариант решения, который станет еще одним равнозначным вариантом, наряду с детским. В процессе такого общения в группе появляется много рисунков, результатов работы с идеями, вопросами, гипотезами, и т д. Важно выделить место в группе место для их размещения, так что бы дети могли обращаться к ним в течения дня, подтверждения своего участия в жизни группы и опыта размышлений, опыта дискуссии. Это поможет укрепить взаимопонимание между взрослым и детьми, так как дети чувствуют, что воспитатель их уважает, им с ним интересно. Кроме того, можно приглашать в гости детей из других групп, родителей- на экскурсию и для того, чтобы делится интересным.
Так как для детей такие занятие- просто игра, рисование, прогулка и. т. д, педагог не подводит итоги- ни для отдельных занятий, ни для каждого цикла в целом. Эффективность занятий определяется не во время их проведения, а путем применения детьми диалектических мыслительных действий в другой деятельности.
Состоявшийся диалог развивает и обогащает обе стороны, и, аналогично, поиск и фиксация таких ситуаций жизни самого педагога свидетельствует об успешности проводимых занятий.