Получи документы

Развивающие игры на липучках как инновационное средство развития познавательной деятельности дошкольников с РАС

Сергеева Наталья
Развивающие игры на липучках как инновационное средство развития познавательной деятельности дошкольников с РАС
▼ Скачать

Аннотация

В данном материале представлены развивающие игры на липучках. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми с РАС дошкольного возраста дома или в детском саду.

Ключевые слова: Развивающие игры, дети с РАС, познавательное развитие

Публикация «Развивающие игры на липучках как инновационное средство развития познавательной деятельности дошкольников с РАС» размещена в разделах

Ежегодно в мире увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).,которые характеризуются нарушением развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Аутизм предстает все более значимой социальной проблемой, касающейся самых разных детей. В связи с этим в настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. У многих детей диагностируется выраженная и глубокая умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

Согласно федеральному закону об образовании в Российской федерации, каждый человек имеет право на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Образование детей с РАС в дошкольных учреждениях становится возможным благодаря современным знаниям об их особенностях и потребностях, благодаря тому, что педагоги умеют ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

У нас в саду открылись 2 группы детей с РАС. Нашу группу посещают дети от 5 до 7 лет. У всех отсутствует речь. В целом, для детей характерно неустойчивость внимания, снижение познавательной активности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. При проведении диагностики, мы выяснили, что наименьшие показатели развития детей в познавательной сфере. Необходимо было найти средство, которое бы помогло нам в работе с детьми для развития их познавательной сферы.

Одной из форм проявления познавательных потребностей, обеспечивающей  направленность личности на осознании целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности является интерес. Заинтересовать, привлечь внимание, а тем более сосредоточить внимание детей с РАС на чем– либо чрезвычайно трудно. Мы понимали, что воспитанники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения образовательной программы. В   своей повседневной работе пробовали использовать различные нетрадиционные игры и пособия, инновационные технологии. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Нашей находкой стали игры на липучках.

Цель проекта: Изготовление серии дидактических игр на липучках с целью созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.

Задачи:

формировать первичные представления детей об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.

развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации.

Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду

Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

Участники проекта: Дети, воспитатели.

Дидактические игры были изготовлены своими руками. Администрацией ДОУ приобретен ламинатор, который обеспечил нам изготовление красивых, безопасных, долговечных игр. Были также приобретены наборы липучек, конверты. Большинство игр были взяты из картотек, продумывался их дизайн, далее искали картинки в интернете и распечатывали. После этого листы ламинировались. Дополнительные объекты вырезались, на них и основы мы крепили липучки. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.

Нам очень хотелось изготовить игры, которые будут интересны детям с разным уровнем развития, будут направлены на удержание их внимания, а также способствовать развитию психических процессов, развивать мелкую моторику.

Развивающие игры на липучках пользуются особой популярностью как на занятиях, так и в свободной деятельности.

С помощью этих игр расширяются и закрепляются представления детей о домашних животных и их детёнышах, птицах и их птенцах; о фруктах и овощах; о временах года, обеспечивается усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, влияют на расширение словарного запаса ребенка, развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти, а также для накопления и расширения пассивного словаря, вызывания звукоподражания, развития мелкой моторики.

Для детей с сохранным интеллектом эти пособия используется в нескольких вариантах. Например, игра «Отгадай про кого сказала?» (тематический альбом «Домашние птицы. Домашние животные») : с опорой на описание дети находят птицу – и это является первым шагом для обучения детей отгадыванию загадок. С помощью этого варианта игры развивается логическое мышление, память, внимание, а самое главное – дети успешны в этом виде деятельности.

Игра «Чья тень. Домашние птицы. Домашние животные.»

Цель этой игры -развитие познавательной деятельности детей.

Задачи: закрепить знания детей о домашних птицах, развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

В зависимости от дидактической задачи в игру можно играть по-разному: как в ЛОТО (поле с тенями поочередно накрывать карточками с фото предметов, использовать для рассматривания и словарной работы, "Угадай что спряталось?"(рисунок накрыт карточками с тенями) и др.

Игра-лото «Домашние животные» Помогает закрепить знания детей о домашних животных в игровой форме. Учит различать и находить нужного животного. Развивает наблюдательность, внимание и аналитические способности.

Задачи игры «Разложи пуговки по образцу» - создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, группировке предметов по отдельным признакам, а так же развитие мелкой моторики, координации движений рук и закрепление сенсорных знаний.

Дидактическая игра «Большой, поменьше, самый маленький.»

Цель дидактической игры – развитие познавательной деятельности детей с РАС в ДОУ.

Задачи:

формирование и закрепление умения группировать объекты по размеру, словесно выражать различие;

закрепление в словаре понятий «большой», «поменьше», «самый маленький», «за», «перед»;

развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации;

развитие зрительной памяти, концентрации внимания, мыслительной способности, моторики пальцев;

совершенствование предметной работы;

улучшение эмоционального состояния.

Ход игры : можно разложить на столе карточки, изображающие предметы в большом и маленьком виде. Задача детей – сказать, или показать какое из парных изображений большое, поменьше и самое маленькое.

Нашим детям очень нравится дидактическая игра «Логические таблицы». В этой игре мы развиваем логику, внимание,мышление. создаем условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, группировке предметов по отдельным признакам;а так же - развиваем образные представления, мелкую моторику.

Дидактическая игра. Найди пару.

ЦельРазвивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие. Формировать умение сравнивать, сопоставлять, группировать. Упражнять детей в сравнении предметов по цвету.

Ход игры : Все карточки выкладываются на середину стола вперемешку. Рассмотреть и предложить разложить карточки по парам. Ребенок берет любую понравившуюся и ищет ей пару, (предложить найти пару карточки предложенной воспитателем).

«Найди половинку»

Цель игры : развивать внимание, воображение, мелкую моторику у детей

«Собери урожай»

Задачи: сформировать у детей представление об овощах, фруктах и ягодах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей, фруктов и ягод. Обогащать и развивать словарный запас. Закреплять понятия «один», «много».

«Что во что превращается»

Игра: "Что, во что превращается?"

Скачайте, распечатайте, разрежьте маленькие картинки и готова игра, которая развивает логическое мышление, речь.

Рассмотрите с ребёнком одну большую картинку, расскажите что вырастет из семечек, что можно сделать из свежих , из клубники? Выберите из маленьких карточек ( , варенье, кетчуп) и прикрепите напротив картинок на большой.

Наши дети не могут выразить свои мысли, поэтому высказывания заменяются действиями с предметными картинками.

Игра «Заплатки» В процессе игры у детей развивается мышление, воображение, память, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать. Дидактическое пособие развивает мелкую моторику, цветовое восприятие, обогащает словарный запас.

Заключение:    

 Вопросы формирования познавательной активности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. И именно развитие познавательной сферы является одной из основных целей педагогов и специалистов в работе с детьми с РАС. За два месяца использования развивающих игр на липучках, нами, воспитателями, были отмечены позитивные изменения в познавательной сфере наших воспитанников.   Однозначно, можно выделить преимущества таки игр на липучках :

первое и самое главное – детям очень это нравится. Они могут играть в них подолгу, с увлечением прилеплять и снова отлеплять картинки.

наглядность, реалистичность, красочность – все это помогает привлекать внимание удерживать его на протяжении всего занятия.

игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.

Игра помогает в развитии моторики, сенсорики, речи, расширяет математические представления и представления об окружающем мире,играет большую роль в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы детей.

Эстетичность, простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности : в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

 

        Однозначно ,  «Игры на липучках» могут  помочь детям с РАС  формировать знания об окружающем мире, о предметах и явлениях, поможет развить желание и умение учиться.  Мы обязательно будем продолжать дальнейшую работу в познавательном развитии дошкольников с РАС с использованием таких игр.

Литература:

Башина В. М. Аутизм в детстве. – Москва. – «Медицина».– 1999г. ;

Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». Издательство: Педагогическое общество России 2008.

«Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком». Сборник научно – методических материалов. Поод редакцией А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой. Н. В. Поликашевой. – М. :Федеральный институт развития образования», 2013.

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : Теревинф, 2002.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития дошкольников «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений,.

Нетрадиционные развивающие игры на липучкахНетрадиционные развивающие игры на липучках Нетрадиционные развивающие игры на липучках Изготовила Безрукова Ирина Александровна Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры на липучках как инновационное средство развития познавательной деятельности дошкольников с РАС
Опубликовано: 19 января 2024 в 10:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры на липучках как инновационное средство развития познавательной деятельности дошкольников с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Сергеева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД