Ирина Мухина
Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР
Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, потому что ребенок до семи лет все время проводит в игре, в ней он трудится и обучается. Сочетание ценности игры для ребенка и ее развивающего значения ставит дидактическую игру, как метод коррекции, в разряд приоритетных. Дидактическая игра позволяет проводить обучение средствами активной и интенсивной для детей игровой деятельности и формировать словарный запас по следующим направлениям:
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР» размещена в разделах
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода из пассивного в активный словарь.
Изучением проблемы детской игры занимались Выготский Л. С., Леонтьев А. М., Эльконин Д. Б., Ушинский К. Д., Филичева Т. Б., Максаков А. И., Тумакова Г. А. [1,3,4]
У Выготского Л. С. мы читаем: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и скапливаются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли. Поэтому правильный единственный путь, ведущий к развитию, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение детей, основанное на использовании специальных игр, относится к таким методам».[1,с. 167] Филичева Т. Б. предлагала различные игры для того, чтобы «развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации». [8,с. 113] По мнению перечисленных выше ученых дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, негативных реакций раньше, чем ребенок пойдет в школу. Изучив научные труды и мнения многих известных учёных и педагогов, мы пришли к выводу, что необходимо и целесообразно использовать дидактические игры для формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поскольку у них наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления. И без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».Дидактические игры - это игровая форма обучения, которая, применяется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. А. К. Бондаренко предлагает все дидактические игры разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. [8,9]
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры : 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов). При проведении игр необходимо сохранить все пять структурных элементов, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения с ним не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Так как игра увлекает детей, они с большим удовольствием и вниманием играют и развиваются, потому что для игр со словом подбирается разнообразный наглядный материал: картинки, игрушки, используются предметы быта. Это помогает ребенку сосредоточить внимание на слове - названии предмета, подкрепляет его интерес к звучанию слова и не дает утомляться. В каждую дидактическую игру входит определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок. В игре легче научить детей всматриваться в наблюдаемый объект, сопоставлять, сравнивать с известным ранее, в процессе которой будет обогащаться и активизироваться словарь по формированию пространственных представлений. [2,6,7] Формирование пространственных представлений - традиционное направление в системе работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Поэтому необходимо использовать дидактические игры для коррекции нарушений пространственных представлений и формирования словаря. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.
Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры :
1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагогу необходимо постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.
5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. [2,6]
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается её четкой организацией. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на занятии. В начале занятия цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце занятия игра может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей, из этого следует, что игра может быть проведена на любом этапе занятия. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют пространственные представления детей. Игры несут основную учебную нагрузку, например, в работе по развитию ориентировки в пространстве дидактические игры позволяют расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры. [6,7]
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию пространственных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Учитывая то, что игра содержит в себе возможность развития и формирования различных качеств ребенка её можно выбрать в качестве основного метода в формировании пространственных представлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игра является ведущей деятельностью дошкольного периода и обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития, развивает интерес и желание у детей к различным видам деятельности и позволяет нам в увлекательной, и интересной форме сформировать пространственные представления у детей с общим недоразвитием речи.
Список использованных источников
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Москва. : Лабиринт, 1996.-304с.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии, М. ,ВЛАДОС, 2001.-153с.
3. Киселёва А. В. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. – М. : Школьная пресса., 2007 год. - 47 с.
4. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М. : Наука, 1969. 8.
5. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., Педагогика, 1989.- 294с.
6. Мусейибова Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., СОЮЗ, 2001.-83-85
7. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников: Сборник игровых упражнений. – М. : «Школьная Пресса»,2004.-158с.
8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. :1991.-265с.
9. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменнной речи учащихся. М. : Просвещение, 1998. - 309с.