Людмила Михайловна Бирилкина
Опыт работы «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Развивающие игры способствуют :
- Вниманию
- Мышлению
- Памяти
- Речи
- Логике
- Мыслительным процессам:
* Сравнение
* Анализ
* Классификацию
* Обобщение
* Синтез.
Публикация «Опыт работы „Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Занимательный математический материал :
1. Математические, развивающие, логические игры :
- игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Листик» и т. д.)
- игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т. д.)
- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)
- развивающие игры («Домино», «Лото» и т. д.)
игры логико – математические (блоки, палочки, игры Воскобовича)
2. Развлечения :
загадки
задачи – шутки
ребусы
головоломки
вопросы – шутки
3. Дидактические игры, упражнения:
- с наглядным материалом
- словесные.
Что умеют счетные палочки?
1)Задачи на построение простых фигур;
2)Задачи на построение сложных фигур;
3)Задачи на преобразование фигур
(головоломки- добавь/убери палочки).
Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Среди таковых назвать можно мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенным, усидчивым. Также богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Использовать же это детское приспособление можно, если мы учимся считать до 10, изучаем алфавит, составляем слоги и слова. Также счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них можно составить кораблик, домик, даже маму и папу. Детям интересно сортировать палочки по цветам и размерам.
Логические блоки З. Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Танграм
Развивающая игра-головоломка «Танграм» — занятие интересное и детям, и взрослым. Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один - средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Задача игрока в «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, внимания, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
]
Методика В. В. Воскобовича
Развивающие игры В. В. Воскобовича представляют собой особенную, самобытную, творческую и очень добрую методику. В основе игр лежат три основных принципа: познание, интерес, творчество. Ребенок играет не в обыкновенные игры, он попадает в сказку с различными интригами, приключениями, забавными персонажами, которые побуждают его к творчеству и мышлению.
Среди наиболее известных игр Воскобовича выделяют «Геоконт» и «Игровой квадрат». Есть еще «Чудо-головоломки», «Цветочные часы», «Математические корзинки», «Домино», «Ларчик», «Конструктор букв» и много других игр, делающих развитие детей очень интересным и увлекательным.
Математика
Учит нас она считать
И фигуры узнавать.
Объясняет цифры, знаки,
И задачки как решать!
Знать где лево, а где право
Знать длину и ширину.
Понимать значение: "равный",
"Больше", "меньше", высоту.
Математика - точна,
Математика - нужна!
Дети любят всё считать,
Нужно только понимать!
Загадка про цифры
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
Ответ: Цифры
Задачи - шутки
Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными.
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Если можешь, помоги
Сосчитать все пироги.
Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола)
Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению "математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.