Наталья Тенигина
Развивающее занятие педагога-психолога по формированию готовности детей к школе с помощью сказкотерапии и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию готовности детей к школе с помощью сказкотерапии, с использованием ИКТ по теме «Лесная школа»
Цель: формирование мотивационной, интеллектуальной готовности детей, положительного эмоционального отношения к школе.
Задачи:
1. Расширять представления детей о школе, о новой социальной позиции - позиции ученика.
Публикация «Развивающее занятие педагога-психолога по формированию готовности детей к школе с помощью сказкотерапии и ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Темочки
2. Повышать мотивационную, эмоционально-волевую, интеллектуальную готовность детей к школе.
3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Совершенствовать навыки произвольного поведения, самоконтроля, умения взаимодействовать со сверстниками.
Ход занятия.
1 часть. Ритуал входа в сказку.
Игра «Давайте поздороваемся»
Инструкция: Дети свободно передвигаются по комнате. По сигналу педагога-психолога здороваются друг с другом определенным образом:
один хлопок - поздороваться за руку, два хлопка - плечиками, три хлопка - спинками.
Упражнение «Дыши и думай красиво».
Данное упражнение дети выполняют, ориентируясь на педагога-психолога и изображения на слайдах.
Педагог-психолог : Когда вы расшалились и нужно успокоиться настроиться на работу, начните дышать и думать красиво! Давайте попробуем.
Глубоко вдохните, скажите «Я - лев!», выдохните-вдохните. Скажите «Я - птица!», выдохните-вдохните. Скажите «Я - цветок!», выдохните-вдохните. Скажите «Я спокоен!», выдохните. Успокоились:.
Педагог-психолог : К нам в гости пришёл Медвежонок, он ученик «Лесной школы».
2 часть. Расширение представлений о школе
Педагог-психолог :
- Ребята, а вы хотите пойти в школу?
- Зачем вы пойдёте в школу?
- Как вы думаете, что может вам помешать хорошо учиться в школе и узнавать новое?.
- Предлагаю вам послушать сказу про медвежонка, который пошел в школу.
Сказка «Ленивец» М. Панфилова
В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.
- До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, - говорила она.
- Я решил зря силы не тратить! - ответил ей медвежонок.
- Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! - ласково произнесла Медведица.
- Не хочу больше учиться! Надоело мне! - проворчал Медвежонок. - Я думал, что это легко - быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!
- Конечно, иногда хочется быстрых результатов, - вздохнула мама. - Но ведь хорошо быстро не бывает.
- Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! - воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
- Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости и иногда ленится, но хороший отдых, занятие любимым делом, прогулки на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в ленивца.
- Что это такое? - поинтересовался Медвежонок.
- Не что, а кто. Это зверек. Наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. «Лень!» - думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным запахом. «Кому это нужно - быть чистым и опрятным? Лень!» - продолжал размышлять Ленивец.
Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. «Эй, Ленивец, поиграй с нами!» - кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором висел. «Даже есть лень!» - удивлялся сам себе Ленивец.
Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.
Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете.
- Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? - закончила свой рассказ Медведица.
- Нет, не хочу! - твердо произнес Медвежонок. - Но можно я хоть отдохну немножечко?
- Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!
- Хорошо, мама! Я так и сделаю! - ответил Медвежонок.
Педагог-психолог :
- Ребята, скажите, что же помешало медвежонку учиться?.
- А у вас случалось такое, когда вам было лень что-либо делать?.
- Как вы справлялись с ленью?.
- А какие способы избавления от усталости, а соответственно и от лени, подсказала Медвежонку мама?.
- Вы убедились, что лень мешает жить интересно, мешает узнавать новое и хорошо учиться?. давайте прогоним лень!
Упражнение «Прогоним лень».
Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям постучать кулачками и пяточками по ковру со словами «Уходи лень, уходи!».
Упражнение «Кричалка».
Инструкция. Детям предлагается произнести слова «Будем-будем мы трудиться!» шепотом, медленно, быстро, певуче, громко, очень громко.
Педагог-психолог :
- Медвежонок приглашает нас в свою школу. Хотите узнать, как звери учатся в этой сказочной школе? Чтобы попасть туда, нужно расколдовать изображения зверей.
Упражнение «Расколдуй картинку»
Инструкция. Соедини точки по цифрам. Отгадай, кто изображён на картинке.
Педагог-психолог : Вот мы и попали в «Лесную школу».
3 часть. «Лесная школа»
Первый урок – «Окружающий мир»
Слайд «В мире животных» (интерактивное упражнение).
Второй урок - физкультура.
Упражнение «Запретный номер».
В ходе выполнения упражнения используются слайды с числовыми рядами.
Инструкция. Дети стоят в кругу и, глядя на слайд, считают от 1 до 10. Одно из чисел на слайде выделено красным цветом. Это значит, что вместо произнесения вслух необходимо хлопнуть в ладоши то количество раз, которое соответствует выделенному числу.
На каждом следующем слайде выделяются разные числа.
Третий урок – математика.
Упражнение «Реши задачу»
1. Семь воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-ворюга внезапно подкрался,
мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки!
Сколько теперь их осталось на грядке?
2. Из-за забора видны четыре кошачьих лапы и четыре куриные ноги. Сколько кошек и кур за забором?
3. Во дворе гуляют кролики и куры. Всего четыре ушка и два гребешка. Сколько кроликов и сколько кур гуляет во дворе?
Педагог-психолог : - Молодцы! Все задачи вы решили. А сейчас можно отдохнуть – перемена!
Игра «Ухо-нос».
Инструкция. Педагог-психолог дает детям команды и показывает, что необходимо делать. Например, он говорит «ухо» и при этом дотрагивается до уха. Через некоторое время педагог-психолог начинает ошибаться - называет одну часть тела, а показывает на другую. Задача детей - показывать ту часть тела, которую он называет.
Последний урок – чтение.
Послушайте стихотворение Ю. Согрина «Я хочу учиться в школе»
Я хочу учиться в школе,
Чтобы правильно читать.
Я хочу учиться в школе,
Чтобы правильно считать
Я хочу учиться в школе,
Чтобы правильно писать.
Я хочу учиться в школе,
Чтоб скорее взрослым стать.
Педагог-психолог спрашивает детей :
О чём это стихотворение?
А вы хотите учиться в школе?
Зачем?
Как вы будете учиться?
«Мы с медвежонком желаем вам успехов в школе, учиться с желанием, хорошим настроением, получать хорошие оценки за свой труд. Вот такие, какие приготовил Медвежонок для вас сегодня. Педагог-психолог достаёт из рюкзачка Медвежонка «пятёрки» раздаёт их детям.
4 часть Подведение итогов
Педагог-психолог подчеркивает значимость нового опыта, вместе с детьми проговаривается, что понравилось в школьной жизни, какие чувства они испытали. Также отмечаются достижения детей в ходе занятия. Дети вместе с педагогом-психологом и Медвежонком встают в круг и прощаются: стучат кулачками друг о друга и поют «До свидания, до свидания!».
Литература:
1. «Справочник педагога-психолога», №10, 2014г., ЗАО «МФЦЭР», М., стр. 73
2. Тарабаркина Т. И., Елкина Н. В. «И учёба, и игра: математика», «Академия развития», Я., 2000г., стр. 111.