Елена Шепелева
Развивающая среда во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Сказка»
структурное подразделение детского сада № 5 «Сказка»
семейный детский сад «Родничок»
Развивающая среда во второй группе раннего возраста
в соответствии с ФГОС
Подготовила : воспитатель первой категории
Шепелева Елена Александровна
р. п. Тонкино
2017год
Публикация «Развивающая среда во второй группе раннего возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» декабрь 2017
Развивающая предметно-пространственная среда группы «Капитошка» содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивают:
• игровую, познавательную и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает :
• наличие различных пространств (для игры, конструирования, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей) ;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В моей группе все центры в развивающей среде созданы в соответствии с программой и рекомендациями по развивающей среде, учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Все пространство группы разделено на определенные зоны или центры:
зона физического развития;
центр сенсорного развития;
центр патриотического воспитания;
центр сюжетно-ролевой игры;
центр «Безопасность»;
книжный уголок;
зона театрализованной деятельности;
музыкальный уголок;
центр творчества;
центр конструирования;
Все зоны и центры оснащены большим количеством развивающих материалов.
Образовательная область «Физическое развитие»
Зона физического развития
Одной из основных областей развития ребенка является физическое развитие. Я постаралась создать условия для желания детей заниматься двигательной деятельностью, осваивать основные виды движений. Оборудование способствует укреплению мышц верхних и нижних конечностей, профилактике плоскостопия, предупреждению сколиоза, укреплению мышц позвоночника, профилактике простудных заболеваний.
Создавая условия для реализации задач данной области в группе, я делаю акцент на охрану жизни детей, укрепление физического и психического здоровья.
У нас имеется следующий спортивный инвентарь:
• массажные дорожки, мат, гимнастические коврики
• мячи,
• скакалки,
• кегли,
• обручи,
• шнуры,
• дуги, гимнастические палки
• цветные ленточки,
• атрибуты для проведения подвижных игр.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Центр сенсорного развития
Зона сенсорного развития является частью развивающих игр и используется для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Мы проводим работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Мы помогаем детям обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
В центре сенсорного развития имеются следующие игрушки:
пирамидки,
игры-вкладыши,
цветные прищепки,
логические кубики и домики,
деревянные геометрические фигуры,
шнуровки,
мозаика,
дид. игры и др.
Центр патриотического воспитания
Центр патриотического воспитания создан в группе с целью формирования у детей чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине и ее культуре, расширения кругозора детей, систематизации знаний о своей стране, родном поселке.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Центр сюжетно-ролевой игры
Дети второй группы раннего развития проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами и тем самым ввести ребенка в предметный мир, направляя его действия, стимулируя возникший интерес.
Содержание игры в этом возрасте еще не побуждает детей к устойчивому взаимодействию, поэтому общение со сверстниками носит кратковременный характер, так как главным партнером по игре для малыша является взрослый.
По мере развития ребенка и при создании благоприятных условий в игру вовлекаются все новые и новые предметы-заместители; расширяется состав игрушек-персонажей, участвующих в игре; обогащается содержание и сюжет игры. Наша задача — направить активность малышей в нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре.
Мы учить детей замечать, запоминать и проигрывать жизненные ситуации, эпизоды из книг, мультфильмов, чтобы они смогли вживаться в тот или иной образ.
игровые зоны для девочек
В своей работе мы используем сюжетно-ролевые игры с простым, знакомым ребенку, сюжетом:
• «Больница»
• «Семья»
• «Магазин»
• «Парикмахерская» и т. п.
В центре сюжетно-ролевой игры имеются: аптечка с врачебными инструментами, халат доктора, коляски, кроватки, куклы, кухня, посуда, продукты питания, машинки и многое другое.
Центр «Безопасность»
Совершенствуя развивающую среду в группе, мы уделили внимание созданию условий для развития навыков безопасного поведения детей. Мы знакомим их с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.) ; формируем первичные представления о машинах, улице, дороге; знакомим с некоторыми видами транспортных средств. Также мы знакомим детей с понятиями «можно — нельзя», «опасно»; формируем представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.) .
В нашем центре имеются сюжетные иллюстрации, папки-передвижки, настольно-печатные игры, макет с перекрестком, светофор, комплект дорожных знаков, подборка книг с иллюстрациями.
Образовательная область «Речевое развитие»
Книжный уголок
Для формирования навыка слушания, воспитания интереса и любви к чтению, умения обращаться с книгой в книжном уголке помещена художественная литература, соответствующая возрасту и тематике. Мы привлекаем внимание детей к иллюстрациям в книгах.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальный уголок
В зоне музыкального развития находятся музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
В музыкальном центре имеются:
Ксилофон,
Колокольчики,
Бубен,
Барабан,
Погремушки,
Дудочка,
Игрушки-свистульки и др.
Центр творчества
Для развития художественного восприятия, совершенствования навыков рисования, лепки, для развития творческой деятельности в зоне творчества имеются:
• Альбомы,
• Наборы цветных карандашей,
• Фломастеры,
• Гуашь,
• Цветные восковые мелки,
• Пластилин,
• Доски для лепки.
Центр конструирования.
В этой зоне находится напольный и настольный строительный материал (кубики, кирпичики, цилиндры, пластины). Имеется конструктор типа «лего», «черепашки». Здесь же у детей развивается умение сооружать элементарные постройки, а также желание строить самостоятельно.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, функциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Уголок природы
В уголке природы находится 3-4 растения, календарь природы, в котором отмечается время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками; кукла в сезонной одежде и обуви; макеты овощей и фруктов; природный материал в контейнерах (камушки, ракушки, шишки); дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Сложи картинку»); предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко); инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.
Уголок для родителей
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 2 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это :
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
-двигательная активность.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.