Эвелина Рогалева
Предметно-развивающая среда для дошкольников старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольники со старшего возраста начинают осваивать более сложные взаимодействия людей, их игровые действия становятся все более сложными, обретают более гармоничный и особый смысл и, поэтому окружающая среда для детей является важнейшим фактором их развития.
Предметно-развивающую среду в группе необходимо организовывать так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, с учетом своих интересов и возможностей.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Создавая среду в группе, для педагога важно учитывать особенности детей, возраст ребенка, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности каждого ребенка. Если в группе окажется больше мальчиков, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там, где девочек больше.
Среда организуется так, чтоб у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, и во что играть.
Предметно развивающая среда, созданная воспитателями побуждает к фантазии и воображению, познавательной активности, любознательности и исследовательским действиям. Стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, способствовать развитию умственных способностей и речи.
Стаж моей педагогической работы в дошкольном образовании более 25 лет. Каждый день работы в дошкольном учреждении и взаимодействия с детьми, приносит мне радость от общения с каждым ребенком.
Главной целью моей работы по развитию детей является создание познавательно - развивающей среды в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО.
Главная задача по организации предметно-развивающих центров - это развитие у дошкольников потребности занимать свое свободное время не просто интересной деятельностью, но и требующей умственного напряжения и интеллектуального развития.
Стараюсь создать развивающее пространство и организовать свободную деятельность детей так, чтоб каждый ребёнок мог включиться в любую деятельность, в том числе и в процесс исследования, по своему желанию и интересу.
Развивающая среда представляет детям в группе широкие возможности для саморазвития и реализации своего творчества. А мне, как воспитателю, развивающая среда позволяет реализовать творческую самореализацию при организации воспитательно-образовательного процесса на новом уровне.
По мере взросления детей усложняю и пополняю игровое пространство, привлекаю к совместному творчеству и родителей. Игровые центры создаю в соответствии требованиями ФГОС ДО. Каждый центр поддерживается своей сюжетной линией. Дети имеют возможность объединятся в группы для совместной игры. Это же учитывается мной при организации жизненного пространства в группе.
Разнообразие, возможность свободного подхода к каждому центру способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию дошкольников.
Развивающая среда создана для детей так, чтоб дошкольникам было комфортно, удобно, уютно и познавательно. Условия в группе созданы с позиции всестороннего развития ребёнка, чтобы ребенок рос всесторонне развитой личностью и обладал социально – коммуникативными способностями. То есть не стеснялся проявлять свои интересы, был любознательным и умел общаться и со сверстниками, и с взрослыми.
В группе созданы разнообразные центры с учетом возрастных особенностей детей и их интересов:
В «Книжном уголке «Ромашка» ребенок-дошкольник имеет возможность самостоятельно, по своему интересу выбрать понравившуюся ему книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок имеет возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации (красочные, графические и др., вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам произведения. Посредствам книжного уголка воспитатель прививает дошкольнику навыки духовно-нравственной культуры общения и обращения с книгой.
Уголок «Будим говорить правильно». Материал в речевом уголке подобран красочный, иллюстрированный, здесь дети могут найти книги, дидактические игры, развивающие игры, иллюстрации, альбомы, и многое другое по интересу. Центр способствует:
-формированию положительных мотиваций к занятиям;
- происходит регуляция психоэмоционального состояния детей;
- развиваются коммуникативные навыки;
- помогает решать задачи автоматизации звуков, активизации словаря, развития навыков словообразования и грамматического строя речи.
-дети знакомятся с буквами;
- идет подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
- формируется правильное произношение;
- ведется практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
- это развитие познавательных способностей детей, интереса к окружающей действительности;
- повышение мотивации к образовательной и коррекционной деятельности;
- расширение словарного запаса, формирование грамматического строя и развитие связной речи.
Центр «Уголок сенсомоторики» предназначен для развития у дошкольника мелкой моторики, стимуляции сенсорных функций, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, массаж кисти рук, развитие координации пальцев; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, фантазии, повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников, активизация речевого центра мозга, позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие.
Центр «Творческий строитель». Здесь находится различный строительный материал. Дети имеют возможность конструировать как большие постройки, так и постройки из мелких деталей, используя в игре мелкие игрушки (дома, человечки, деревья, знаки ПДД, и многое другое) и машинки дети обогащают сюжеты своих игр.
Дети имеют возможность объединять ролевые игры с помощью макетов.
Можно играть всем вместе, а можно уединиться и соорудить свой шедевр, проявив при этом фантазию и творчество. Воспитатель в этом уголке – развивает желание у детей сооружать постройки вместе, делиться, радоваться всем готовой постройке, ну и, конечно же, задуманное дело доводить до конца. В старшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомить детей с деталями металлического конструктора. А это требует усидчивости и умения работать по схемам.
Центр «Музыкальный уголок» Наличие в группе различных красочных музыкальных инструментов вызывает у ребенка желание научиться на них играть, а с помощью музыкально-дидактического материала можно решать разнообразные задачи в доступной для детей игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).
Музыкальный уголок способствует расширению представлений о музыке и музыкальных инструментах, развивает воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Центр «Уголок творчества» способствует формированию развития интереса к изодеятельности, формированию творческого потенциала детей, развитию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, глины, гипса, вырезая из бумаги, картона, фольги различные предметы для создания своего необыкновенного шедевра. Дети объединяют свои предметы в единый сюжет (коллаж) и т. д. Через творчество у детей раскрывается мир прекрасного и чудесного, воспитывается аккуратность, любовь к творчеству и красоте.
Центр «Спорт и дети» способствует развитию культуры движений, развитию разнообразных движений, двигательного творчества и качества
движений. Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования.
Центр экспериментальной деятельности «Совушка» позволяет развивать у детей уже с младшего дошкольного возраста исследовательские навыки. Используя приемы экспериментирования, опыты с природными материалами: глиной, песком, камнями, наблюдают за таянием снега, знакомят с тремя основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (лёгкий – тяжёлый, пушистый - гладкий и т. д., а также фразеологизмами (“лошадь в яблоках”). В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все знания ребенок может закрепить в экспериментальном уголке.
Игровой уголок для сюжетно-ролевых игр гендерного воспитания
помогает формировать у детей основы культуры общения и коммуникативные навыки, предоставляется возможность отображать полученные знания о взаимоотношениях людей и переносить их в игру.
Доступность игрового уголка и разнообразие игрушек, а также конкретные предметы из жизни людей, и предметы – заместители, создает благоприятные условия для развития сюжетно-ролевых игр, которые помогают детям фантазировать, проявлять творчество.
«Театральный уголок» - «Смешарики» важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Театральная игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и к театру, формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- этическому воспитанию ребёнка, происходит формирование навык речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации. Занятия, проводимые в театральном уголке, развивают зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Центр «Познавательный уголок». В центре помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат, головоломки, ребусы; логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.
Центр «Патриотический уголок» отражает приоритетное направление развития группы, способствует формированию патриотических чувств.
Патриотический уголок знакомит детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны можно посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, развивается интерес и уважение детей к своему дошкольному учреждению.
Центр «Духовно-нравственного воспитания» в данном центре дети получают сведения об основных религиозных понятиях и представлениях. Знакомятся с эпизодами из истории Ветхого и Нового Завета, с органической связью истории Русской Православной Церкви с исторической жизнью русского народа и государства, с творческим искусством. Благодаря пособиям, расположенным в данном центре у детей закладываются основы нравственности: отзывчивость, милосердие, доброта, развивается способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты, воспитывается любовь к Родине, ее народу, культуре, святыням. Вырабатывается христианский характер на основе христианских добродетелей - прощать, любить, смиряться, слушаться, быть милостивым, милосердным, уважать родителей и старших.
Центр «Светофорик». Правила безопасности на дороге – жизненно важная информация для каждого ребенка. Играя, дети обучаются правилам дорожного движения. Проводятся познавательные мероприятия, развлечения, КВНы, праздники. С помощью макетов, атрибутов, машин, дорожных знаков дети могут развернут сюжеты игры и закрепить полученные знания. С помощью плакатов, схем, дидактических, настольных игр, альбомов, книг, журналов, иллюстраций, фотографий у дошкольников формируются знания о правилах безопасности.
Созданные игровые центры в группе красочные, мобильные.
Каждый ребенок играя в таком центе получает массу удовольствия, становится активным, любознательным, физически развитым, коммуникативным.
Литература:
1. Артамонова О. В. «Предметно-пространственная среда : и её роль в воспитании личности»/О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание – 1995г.
2. Волосовец Т. В. «Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС До»[Электронный ресурс]//. – https://goo.gl/VhpiUr.
3. Короткова Н. А. «Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей»- Москва, ЗАО «Элти -Кудиц»2003г.
4. Максимова Г. Ю. «Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития»// Актуальные проблемы педагогики: 42 сборник научных трудов.
5. Новосёлова С. Л. «Развивающая предметная среда : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах»/ М. // : Центр инноваций в педагогике,1995г.