Коркина Светлана
Развивающая среда в познавательном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда в познавательном развитии
Одной из областей развивающей среды является познавательное развитие. Это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах под влиянием среды и собственного опыта. При организации воспитательного процесса в детском саду обязательно прорабатывается данное направление, поскольку оно считается одним из приоритетных. Развивающая среда в познавательном образовательном развитии должна формироваться с учётом требований ФГОС, а также индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Публикация «Развивающая среда в познавательном развитии» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что это такое?
Развивающая среда – это то, что окружает ребенка и способствует его развитию. Одним из ее направлений является познавательное развитие. В совокупности оба понятия предполагают создание естественной обстановки, которая будет рационального организована, насыщена разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками, игровым материалом. Развивающая среда в области познавательного развития обеспечивает разнообразную игровую, творческую, двигательную, продуктивную и речевую деятельность детей.
Сформированная среда должна быть:
• содержательно-насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
В дошкольном возрасте познавательное развитие происходит благодаря играм. Через игровой процесс ребенок получает новые знания, знакомится с ранее неизведанными предметами.
Основные цели и задачи
Главная цель познавательного развития через развивающе-предметную среду – это стимулирование умственных процессов у ребенка. Развивается внимание, память, мышление, фантазия, воображение, речь. Программа направлена на развитие любознательности, знакомство с причинно-следственными связями.
В процессе формирования развивающей среды решается комплекс задач:
• развитие у воспитанников любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие творческой активности и воображения;
• формирование представлений о себе, окружающей среде, других людях;
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях народа.
В процессе формирования среды должно охватываться максимальное количество областей.
Содержание и структура проекта
Для формирования развивающей среды в ДОУ предусматривается разработка проекта, в который входит перечень используемого оборудования и материалов. К ним относится:
• дидактические игры для познавательно-исследовательской деятельности;
• макеты детского сада, города;
• глобус;
• краски, карандаши, фломастеры;
• конструкторы;
• игрушки, костюмы для театральной деятельности;
• экологический уголок;
• сенсорные игры.
Чем больше выбора занятий у детей, тем быстрее и лучше идёт развитие. Важно, чтобы каждый ребенок находил игру по душе, чтобы он работал как индивидуально, так и в составе своей группы.
Прогнозируемые результаты
Развивающая среда – это окружающее ребенка пространство, благодаря которому он учится, познает много нового. Если всё выполнено правильно, то результатом будет активная деятельность детей, хорошие показатели успеваемости, правильная речь. В дошкольных учреждениях такое направление даёт возможность подготовиться к школе, упрощает процесс адаптации.