никитина ольга
Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель,
исследователь. Играя в сказку, дети используют различные виды театра.
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. Она всесторонне обобщает опыт ребенка, активизирует его интерес к искусству, общению с ним, развивает способности.
Публикация «Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Интерес к театру может поддерживаться разными условиями : эмоциональными,
познавательными и материальными.
Одним из материальных условий в контексте театрализованной игры являются
новые атрибуты (декорации, герои, игрушки, а, следовательно, вся предметно
-развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной
деятельности. Вопрос создания предметно - развивающей среды ДОУ на
сегодняшний день стоит особо актуально. Среда является одним из основных
средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и
социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна
обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться
основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой
его самообразования. Создавая театральный уголок в группе, мы педагоги и
родители пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них
самостоятельность, активность, творчество, интерес к деятельности, раскрываем
их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение,
способствует эмоциональному благополучию детей. Поэтому при
проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей
театрализованную деятельность детей, мы учитывали основные принципы
предметно-развивающей среды ДОУ (М. Н. Полякова). Данная зона должна быть
доступна ребенку, а материалы уголка соответствовать возрасту детей.
Уголок театрализованной деятельности не должен быть изолирован от уголка художественной деятельности. Он должен быть интегративен с читательским уголком, музыкальным и изобразительным уголками.
Ребенок сам может расставить материалы в театральном уголке, предложить сюжет, костюм, атрибут для театрализованной игры, принести игру или какой-либо атрибут для театрализованной игры из дома, отказаться от роли или, наоборот, сыграть задуманного им героя.
В развивающей среде театрального уголка находятся материалы по возрасту
детей, но и материалы (15%) для детей более старшего возраста. Например, в
играх, атрибутах, костюмах появляются герои сказок, которые еще не знакомы
детям (король, петрушка, фея).
В театрализованном уголке должны присутствовать различные переносные
ширмы, пуфики, модули, вешалки, мебель на колесиках (например, столик,
которые ребенок может расположить по своему усмотрению в пространстве
группы. И, конечно, материалы не должны залеживаться на полках, а меняться с
течением времени, они могут быть изготовляться детьми самостоятельно или
вариативно использоваться. Материалы должны быть разнообразными (разные
виды театра). Развивающая среда является одним из основных средств развития
личности. Создавая театральный уголок в группе, мы педагоги и родители
пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность,
активность, творчество, интерес к деятельности, раскрываем их индивидуальные
способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Насыщенная
предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития
каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному
благополучию детей.
В рамках проекта мы начали свою работу со средней группы. Конечно, и в
младшей группе мы использовали театральную деятельность. Но для успешной
работы в этом направлении, в средней группе мы начали с настольного театра
– театра кружек, которые удобно передвигать детям (Сказка «Репка»).
Продолжали повседневно использовать театр масок, где ребёнок берёт на себя
роль определённого героя и находится в образе – маске, используя свои
средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. К новогоднему
празднику подготовили с детьми драматизацию сказки «Теремок».
Дети уже научились осознавать себя – как герои сказок, с соответствующими им
повадками, они управляли своим телом и не зажимались (особенно руки, которые
всегда видны). Они располагали себя на сцене в определенных мизансценах – как
в театре на столе (зная, что стоять лицом надо к зрителю – не перекрывать
другого персонажа). Дети усвоили, что есть порядок появления героев (театр
картинок). Они вели диалог с другим героем по тексту, понимая, что от этого
зависит развитие сюжета. Родители были в восторге от спектакля. Особенно от
мышки, в роли Лизы Герасимовой.
Затем перешли к следующему этапу работы – театру за ширмой.
Театральная ширма помогает формировать игровые навыки, обогащать
социальный опыт, развивать творчество, связную речь, воображение, мелкую
моторику, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, дружелюбие, создавать обстановку положительного психологического климата.
Совершенствуя развивающую среду группы, используя ширму, можно
добиться эффективного развития игровой, познавательной, двигательной,
музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Для этого нужны только желание, стремление к творчеству и фантазия.
Игра в кукольный театр при наличии ширмы способствует развитию мышления
ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность,
создает условия для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно-ролевой
игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе
Управление куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных
мышечных усилий, нужно помочь ребенку сосредоточить свое внимание на
выполнении куклой ритмичного действия. В работе с ширмой используются
этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей
способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение
адекватно выразить свое. Дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть
на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают
уверенность в себе. Ширму также можно использовать при непосредственно
образовательной деятельности.
. Родители сделали нам маленькую ширму, используя ее, мы дружно разыгрывали
маленькие спектакли (перчаточные куклы, куклы на дисках).
К празднику 8 Марта подготовили сказку «Курочка ряба», с помощью дисков.
Следующий этап работы театра за ширмой – куклы на ложках и половниках. Мы
разыгрывали две сказки – «Красная шапочка» и «Три поросёнка».
Мы рассматриваем кукольный театр не только как развлечение. Очень важно
его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают
формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. В этом
возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты,
правдивости, трудолюбия.
Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством
- сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной
, наполненной радостью творчества. Каждый ребенок талантлив изначально,
а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от
рождения. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные
грани своего характера. И вот сегодня, мы предлагаем вашему вниманию сказку «Три поросёнка».
Оснащение театрального уголка для старшей группы:
1. Театрально-игровое оборудование : большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
4. В группе имеется разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.